Мозаика: происхождение и виды

Что такое мозаика: виды материалов и шикарные примеры в интерьере

На чтение: 8 минут Нет времени?

Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

Читайте в статье

Что собой представляет мозаика

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Основные способы мозаичной кладки

Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.

Маркетри

Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.

Интарсия

Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

Читайте также:
Красивый колеус радует дома, в клумбе и на дачном участке

Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.

Инкрустация

Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.

Блочная мозаика

Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.

Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:

История мозаики. Красота изнутри

Мозаика — как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта и т.д.

Смальта — кусочки прямоугольной формы разноцветного, плотного и непрозрачного стекла. Самые ранние образцы создания мозаики из смальты относятся к 4 веку до нашей эры.

По составу такое стекло почти не отличалось от обычных сортов современного стекла. Песок, используемый при его производстве, имел примеси, которые придавали стеклу зеленоватый или грязно-синеватый оттенок, но спустя примерно 200-150 лет до нашей эры было получено прозрачное стекло, и примерно в то же время была налажена технология прессования стекла в открытых формах и уже в 1 веке нашей эры технология производства стекла стала более доступной. Начались эксперименты с формой и цветом стекла, а спустя несколько веков палитра непрозрачного стекла — смальты насчитывала уже тысячи цветов и оттенков.

К новым и нетрадиционным материалам можно отнести скорлупу яиц, применяют в тех случаях, что бы придать трещиноватость каменной стене или создать эффект цветения. Для большего эффекта объемности и видимости обычно добавляют красители.

Мозаика в том виде, в каком мы ее привыкли видеть в наше время, за могие тысячилетия прошла немало школ и этапов развития в технологии своего производства. В настоящее время под мозаикой чаще всего подразумевают отделочный материал, состояший из множества одинаковых по своей форме и цвету кусочков, упорядоченных в неком интересном рисунке.

История появления мозаики уходит своими корнями в глубокую древность. Невозможно точно определить где именно она появилась, и какая цивилизация начала ее использовать первой. Известно, что уже в древне шумерских городах она использовалась для украшения храмов и изготавливалась из обожжённой глины. Дошедшие до нас шедевры были созданы за 4 тыс. лет до н.э. Мозаичные украшения присутствуют и в усыпальнице египетского фараона Тутанхамона (15 в до н.э.).На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

Самый сложный способ получения мозаики использовали флорентийские мастера — для своих произведений они использовали природную красоту рисунка камня. Тщательный подбор оттенков, идеальным соединением швов, создавался потрясающий по своей красоте колорит флорентийской мозаики. К концу XVI столетия полностью сформировалась флорентийская техника выполнения картин и до наших дней в ней не наблюдается особых изменений.

В качестве материалов для флорентийской мозаики использовались такие камни как малахит, тигровый глаз, авантюрин, агат и многие другие. Применение разнообразных камней, как драгоценных так и полудрагоценных, было принято для оформления мебельных фасадов, различных столешниц, различных дверей, отделки каминов и даже в оформлении шкатулок. Темой для таких картин могли быть узоры из цветов, либо фигурки различных животных, людей, птиц, или пейзажи и различные библейские сюжеты.

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.

Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Читайте также:
Кирпичная стена в ванной комнате

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Виды мозаики

По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

4. Блочная мозаика

Теперь про каждый из них немного поподробней.

Паркетри

При укладке используются кусочки мозаики правильных геометрических форм, в основном прямоугольных. Получается очень простой рисунок. Рисунки, которые получается на мозаичном полотне, представляет узор или абстракции.

Заранее на бумаге или ином материале наносится рисунок. Специально подобранные кусочки, склеиваются боковыми поверхностями. Если кусочки имеют собственную структуру, то нужно одновременно учитывать фон и рисунок, что орнаментный набор был грациозен.

Наиболее часто из материалов используют, смальту, и дерево, обычно из очень дорогих пород (красное дерево, розовое дерево, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево). В таких картинах, очень часто употребляют вставки металлов (меди, латуни), слоновой кости, черепашьих панцирей.

Интарсия

При интарсии мозаичная картина приминает вид фигурного изображения, узоры из различных материалом и форм укладываются. Особенностью укладки является, что отдельные пластинки подгоняются друг к другу по кромкам, склеивают и вкладывают в пол или стену, где режущими инструментами сначала вырезают контур. Лицевые стороны пластиной шлифуют и полируют, все в зависимости от желаемого эффекта.

Расцвет интарсии был в эпоху возрождения в Италии. Мозаичные панно украшали мебель, стены, утварь. Из материалов использовали слоновую кость, дерево, камни, перламутр, но основным все, же является дерево. Орнаменты по форме напоминали экзотические растения или геометрические орнаменты. Фон выбирался обычно темный, а рисунок светлый.

Инкрустация

Инкрустация способ укладки мозаики осуществляется врезанием в поверхность различных пластин. Главной особенностью является то, что пластины врезаются на одном уровне с поверхностью.

Существует также имитация инкрустации. Она осуществляется заполнением небольших углублений цветными пластинами, для имитации слоновой кость, малахита. Метод в современности применяется очень редко, из-за своей большой сложности и трудоемкости.

Блочная мозаика

Блочная мозаика — это вид мозаики, когда рисунок или орнамент составляется из кусочков (блоков). Что бы представить себе, можно просто увеличить блоки мозаики до размеров плитки. Настенный рисунок из плитки представляет собой блочный рисунок. Так и мозаике, только блоки маленькие.

Данный вид мозаики зародился на Древнем востоке, она получила развитие в Италии, где назывался чертозианская.

Мозаика

Моза́ика (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum(произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Содержание

История

Древний Восток

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду.

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.

Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)

К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия). [1]

Античность

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (3в. до н. э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

  • Помпеи, «Битва при Иссе» — Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

Ранние христиане и Византия

Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Средневековая Европа

Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.

Читайте также:
Как своими руками сделать автоподъемник для гаража, виды и конструкции, чертежи и инструменты

Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке — разноветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских ханов

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства. [2]

Как создавали мозаики – искусство, которое хочется потрогать руками: От шумеров до СССР

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мозаика в древнем мире

Самая древняя мозаика датируется четвертым тысячелетием до новой эры – тогда шумеры украшали свои дворцы и храмы узорами: глинобитные стены декорировались глиняными же палочками длиной около десяти сантиметров, со своеобразными «шляпками», отличавшимися между собой по цвету. Разные оттенки получались благодаря особенностям состава глины – еще тогда древние мастера начинали экспериментировать с добавками, которые определяли бы цвет элементов мозаики.

Шумерская мозаика считается самой старой, а в дальнейшем искусство создания узоров и изображений путем прикрепления элементов разных цветов и оттенков связывают уже с Древней Грецией. По возрасту здесь лидирует мозаика города Гордиона, древней столицы Фригии (сейчас это территория Турции). Узор фригийской мозаики складывался из необработанной гальки – так получали разные орнаменты, включая непременный для древних греков меандр. Галечная мозаика создавалась начиная с VIII века до нашей эры.

Коринфские мастера, начиная с V века до нашей эры, создавали уже не только узоры, а еще и изображения богов, героев мифов, людей и животных. В эпоху эллинизма, начиная с IV века до нашей эры, мозаика как направление искусства переживало расцвет. Говорили, что пол походной палатки Александра Македонского выстилался плитой с мозаикой, ее возили вслед за полководцем. Греки уже использовали цветное стекло и освоили технику «подколки» камешков, когда каждому камешку обеспечивалось более плотное прилегание к соседним, а детали могли быть воспроизведены с большей тщательностью.

Как многие другие направления древнегреческого и эллинистического искусства, мозаика благополучно прижилась в Древнем Риме, более того, она сделалась очень модным украшением домов и храмов, а еще терм и вилл. Само слово «мозаика» восходит к латинскому opus musivum, то есть «произведение, посвященное музам».
Кроме гальки и стекла использовали теперь и кусочки мрамора, вообще, техник и способов создания мозаики Рим придумал много. Были модны мозаичные полы, рисунок на которых мог повторять известные живописные произведения, содержать интересный геометрический или растительный орнамент или просто воплощать фантазию хозяина дома.

Читайте также:
Маранта трехцветная: уход в домашних условиях

Прекрасные образцы древнеримской мозаики сохранились в городе Помпеи, в том числе и «Битва при Иссе», составленная из полутора миллионов кусочков цветных камешков.

Византийская мозаика и ее влияние на иноземных мастеров

Но все же истинный расцвет мозаика пережила в эпоху, когда за этот вид искусства взялись византийские мастера. Тогда уже применяли главным образом смальту, кусочки непрозрачного стекла разного цвета – цвет давали оксиды разных металлов, например, железа, меди, цинка и ртути.
В Византии научились располагать кусочки-элементы так, чтобы поверхность мозаики получалась не гладкой, а фактурной. Это позволяло создавать особенную игру света и цвета, а поскольку к этому времени главным местом размещения произведений мозаичного искусства были христианские храмы, такой подход позволял создавать особенное настроение и эффект. В качестве фона использовали тонкие золотые листы – сусальное золото, поверх крепили как непрозрачную смальту, так и прозрачные, пропускающие свет элементы, отчего пространство буквально преображалось.

Мастерство византийцев распространилось и на итальянские города, с которыми у Константинополя были тесные связи, недаром поэтому главным центром старинного мозаичного искусства стала Равенна – город неподалеку от Венеции. Самая ранняя мозаика Равенны находится в мавзолее Галлы Плацидии, дочери римского императора. Внутренняя отделка мавзолея – лучшее свидетельство того, как мозаика может «менять» пространство, переносить человека в другие миры – все это достигалось продуманным и тщательным подбором элементов и созданием цельных, дополняющих друг друга изображений.

Несмотря на годы, прошедшие со времени изготовления мозаики – более полутора тысяч лет, – она выглядит почти такой же, какой была сразу после создания – такова особенность этого вида искусства. В негласном соревновании с фресками мозаика одерживает сокрушительную победу: даже находящаяся под открытым небом, она не теряет краски и сохраняется в первозданном виде на протяжении веков, особенно, если тому способствует климат с умеренным перепадом температур.

Мозаика в России

Но и в более суровом климате искусство мозаики прижилось и развивалось – речь о Руси, которая с принятием христианства переняла и эту византийскую традицию. В числе самых старых – мозаики храма Святой Софии в Киеве. Правда, время шло и внутреннее убранство русских церквей стали украшать фрески – мозаику забыли вплоть до екатерининских времен.

Возродить это искусство – а точнее, развить его традиции в России – взялся Михайло Ломоносов, который много экспериментировал с кусочками смальты и смог в итоге получить 112 тонов и более тысячи разных оттенков. В Ломоносове говорил при этом не только ученый, но и человек искусства, он задумал огромную мозаичную картину, прославляющую победу Петра в битве под Полтавой. Спустя несколько лет согласований проект был запущен, четыре года над созданием мозаики площадью более трехсот квадратных метров трудилась целая созданная Ломоносовым мастерская. И результат – разочарование и опала произведению – такие, что пришлось девять раз менять место его размещения: для стены Петропавловского собора, у места упокоения Петра I, по мнению императрицы, эта мозаика не годилась. Сейчас она размещается в здании Академии наук на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Создание по-настоящему значимого произведения мозаичного искусства оказалось делом не подвластным русским мастерам и не сводилось к простому подбору цветных кусочков глядя на образец. На некоторое время пришло разочарование от идеи развить этот вид искусства на русский манер.

В XIX веке интерес к мозаике в России с приходом модернизма возродился, в Россию приглашали итальянских мастеров, а отечественные умельцы, наоборот, ездили перенимать европейский опыт создания картин из мозаики. В 1890 году в Петербурге была основана мастерская Фроловых, отца и сына, первая частная мастерская, составившая конкуренцию мозаичному отделению Академии художеств. Фроловы создали мозаику на фасаде храма Спаса на Крови, а также внутреннее мозаичное убранство, им поступали заказы на изготовление разного рода композиций, как православной тематики, так и светской.

Мозаика советского времени, с одной стороны, была чрезвычайно востребованным видом декора фасадов и интерьеров, с другой же – стала ассоциироваться с пионерлагерями и столовыми, несколько подпортив репутацию некогда востребованного и дорогого вида искусства. В настоящее время интерес к мозаике снова в моде, и наследие СССР в чем-то даже помогает развитию концептуальных направлений: некоторые мастера удачно экспериментируют с новыми материалами, например, камнями и осколками кирпичей.

Создание мозаики может идти по пути прямого набора, когда элементы прикрепляются, вдавливаются в грунт. Есть и другой способ, обратного набора, когда узор или изображение создаются на картоне или на другой основе, которая потом крепится на поверхность.
Но механическая сторона процесса создания мозаики – далеко не главное, хотя и важное умение мастера.

Те, кто воплощает в жизнь задуманное, переводя его из области фантазий в нечто материальное, признаются, что процесс выбора элементов и постепенное заполнение ими поверхности напоминает магию, да и обычному человеку, далекому от этого искусства, трудно удержаться от искушения потрогать готовую мозаику, прикоснуться к отдельным элементам, которые, соединяясь по воле художника, образуют нечто новое и цельное.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Экскурс в историю мозаики

Мозаика — от этого слова веет роскошью римских терм и величием византийских храмов. Само понятие мозаики необратимо включено в нашу жизнь. По сути, это одна из функций анализа нашего сознания, осязающего окружающую реальность и слагающего из ассорти разных фрагментов жизни единую картину мира. Понятие мозаики или мозаичности столь же краеугольно, как и понятие яркости, цельности или схематичности, которые необходимы для любой мыслительной и творческой работы.

Читайте также:
Как постелить деревянный пол на бетонное основание

Зарождение мозаичного искусства

Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания – свое жилище. Так еще в IV тысячелетии до н.э. в Междуречье при строительстве домов из кирпича-сырца лицевые фасады декорировались глиняными клиньями с цветными шляпками, которые вгонялись прямо в стены, образуя собой яркий орнаментальный рисунок. Это своеобразное мозаичное покрытие , расшивающее бисером цветных головок улицы городов древней Месопотамии – можно считать примером первичного применения мозаики в городской среде .

Параллельные цивилизации Китая и Центральной Америки имели свои примеры мозаичного искусства , дошедшие до нас в инкрустации шкатулок, мебели, домашней утвари и культовых масок. Материалами, создающими мозаичное оформление служили: шлифованный камень, слоновая кость, перламутр, кусочки вулканического стекла и другие природнокрашенные материалы, не теряющие со временем свой цвет. Причем точность и тонкость набора отдельных элементов, мозаичного рисунка поражают сложностью технических решений, которые и сегодня далеко не просто решить таким же материалом и с таким же качеством. Так ацтекские наборные маски, инкрустируемые яшмой, агатом, абседианом и горным хрусталем являются примером кропотливейшей работы древних мастеров-мозаичистов с прочнейшими природными материалами.

Искусство Египта

Все прикладное искусство древнего Египта, дошедшее до нас благодаря раскрытым захоронениям, глубоко мозаично по своему художественному принципу. Инкрустации камнем, слоновой костью, различными породами дерева, предметов быта, культовой утвари, оружия является неотъемлемой частью образа древнеегипетской цивилизации, который глубоко впечатан в историю развития мировой культуры.
Можно сказать, что именно броская мозаичность предметов прикладного искусства в изобилии приемов, материалов и техник и создает ту магическую сказочность Древнего Востока, представленную Египетской цивилизацией.

Период Античности

И конечно наиболее ярким примером, представляющем мозаику в полноте ее свойств является Античность . Значение мозаики в древнем мире Греции и Рима трудно переоценить. Наличие мозаики как элемента убранства в римском доме сравнимо по присутствию сегодня в нашем доме керамической плитки. Такие зоны как ванная, холл, бассейн, крыльцо, кухня трудно представить без плитки. Ее наличие, к примеру, в сан.узле безальтернативно. Та же ситуация была и в отношении мозаики в античном интерьере . Земляные и каменные полы по мере развития империи превращались в мозаичные, а они в свою очередь совершенствовались в рисунке и наборе. Наличие мозаики в доме было естественным и необходимым, а вот ее количество, изысканность и сложность рисунка свидетельствовали о богатстве и знатности владельца. Причем характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов не превосходили своим убранством дома светские. Это является принципиальным отличием от Византии, где считалось, что смальта, как немеркнущий «вечный материал, неподверженный тлению», отражает характер небесного мира и «Царства Божия», а мозаика соответственно была техникой, воспевающей это царство.

Особенность мозаичного искусства Античности

Именно в период Античности непрерывная и всевозрастающая потребность в мозаике, в конечном счете систематизировалось и выработала оптимальную технику, отвечающую требованием века.
В основе ее, с одной стороны лежит инженерная целесообразность, свойственная всей римской культуре в целом, выработавшей основные принципы римской мозаики. А с другой стороны чисто экономический фактор, рыночного спроса, требующий увеличения производительности мозаичного труда. Действительно, складывание изображения из разновеликих частей, куда более трудоемко, чем выкладывание мозаик из модуля, приведенное к определенному стандарту. Этот способ преобразования реального изображения с помощью модульной системы мелких кубиков, где уровень стилизации образов определяется величиной модуля был найден и выработан мастерами античности и используется до сих пор как универсальный мозаичный стиль.

В поисках решения задач по организации мозаичного производства, процесс изготовления мозаик был разделен на две части: техническую – накол модуля и художественную – непосредственно сам набор изображения. Наколом модуля занимались рабы, делая это механически и отвлеченно от конкретного изображения. Они подготавливали из мягких мраморов различного цвета горы приблизительно одинаковых кубиков, которые назывались “тиссеры”. В дальнейшем, художники-ремесленники, люди уже другого социального слоя выкладывали разработанное по эскизу изображение прямо в известковый раствор, используя готовый модуль и только в нужных местах подкалывая его, превращая кубик в трапецию или треугольник. По окончанию работ мозаики могли шлифоваться более твердыми каменными материалами. Такая техника, выработанная и усовершенствования в течении веков вошла в историю, как римская мозаика .

Византийская мозаика

Распавшаяся в IV веке Римская империя неравномерно поделила культурное наследство Античности. Византия, как правопреемница традиций сохранила дух и принцип римских мозаик, развила их смысловое звучание и перевела это искусство из разряда утилитарных в разряд культовых.

Византийская мозаика – это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.

Византийские мозаики – это в первую очередь монументальные полотна. Это купола, ниши и
стены, составляющие пространство храма, объем которых исчислялся сотнями и тысячами квадратных метров. Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки.
Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния.
В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер.

Именно в Византии мозаика становится техникой империи. И это искусство еще до иконы становится на службу христианства. Дальнейшее развитие мозаики начиная с Византии теперь будет прочно связано с христианством. Идея божественности образов и мира изображенного на стенах храом в определила и материал, используемый для набора мозаик – смальты. Если римские мозаики зачастую делались из различных пород мрамора (иногда с добавлением цветного стекла), то византийские мозаики как правило смальтовые.

Читайте также:
Кросс-модуль: что это такое, особенности, разновидности, применение

Что такое смальта?

Смальта – это глушеное непрозрачное стекло. Она практически не подвержена старению и естественному разрушению. Поэтому в Византии мозаики часто называли “вечной живопись”. Смальта – искусственный материал, полученный не из природы, а созданный человеком в результате технического поиска. Она варится в печах, как и всякое стекло, а потом, выливаясь из тигеля на горячую чугунную «сковородку» застывает, приобретая свободную форму или же формуется в плоский прямоугольник. В дальнейшем она колется на модуль из которого собственно и набирают мозаику .

Величина модуля определяется задачами, которые решают художники-мозаичисты . Она может колебаться от нескольких квадратных миллиметров в минимозаиках до крупных пластин в несколько квадратных дециметров в масштабных монументальных работах.

Флорентийская мозаика


В период ренессанса определилась еще одна техника набора мозаики. Она называется флорентийской , по месту где была разработана и откуда, потом распространилась по всей Европе. Ее принцип основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых складывается мозаика , разнообразен по размеру, силуэту и определяется характером изображения. Эта техника основана на использовании природного рисунка в камне.
Камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Характерной особенностью именно этого вида мозаики является полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно.

По началу флорентийская мозаика использовала мягкие, легкие в обработке породы мрамора, добываемые на юге Европы. Но по мере распространения этой техники материал, используемый для нее, становился все боле разнообразным, ее география расширялась. Камень, как расходный световой материал поставляли со всех континентов, расширяя цветовые и текстурные возможности этой техники. Так на всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены изделия российских мастеров, которые в изготовлении мозаик применили палитру уральских самоцветов. Поразив искушенную европейскую публику цветонасыщенностью полудрагоценных и драгоценных камней, использованных при изготовлении объемных ваз, они обозначили характерную разновидность флорентийской мозаики, которую с тех пор принято называть русской мозаикой.

Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаик существовали и развивались вплоть до наших дней,
выработав общий принцип традиционной классической мозаики .
На базе римской и византийской техник набора в результате естественных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который называется классическим.
Это универсальный, обобщенный метод модульной кладки, который варьируется в зависимости от задач и приоритетов художественных школ. Классическим он называется в силу собирательности и ориентации на существующие в истории искусств типовые образцы традиционного мозаичного искусства. Частные аранжировки основных положений модульной мозаики не изменяют основного принципа и легко укладываются в общее название классической. Приблизительно так мы можем называть классикой и непосредственно классицизм и ампир и барокко и неоклассицизм и эклектику, в общем все стили вплоть до модерна.

Стиль Модерн в мозаике

Модерн – это пороговый стиль, отрицающий опыт предыдущих поколений, возникший как возмутитель спокойствия.
Модерн – это буржуазная революция в эволюционном развитии искусства. Этот стиль ярко характерен и принципиально отличается от всех других, которые мы можем совокупно определять, как классику. Этот стиль дал много нового в каждом из видов искусства. В мозаике это использование таких новых материалов, как керамика и фарфор. Причем и в качестве чисто наборного материала и в качестве детальных элементов композиции. Модерн дает и новый “неправильный” вид кладки. Нарушая модульную целесообразность и единство принципа он скрещивает флорентийскую и классическую техники, ломая традиции и сложившиеся стереотипы. Так в одной мозаичной композиции могут встречаться кладки разного размера и характера модуля, от традиционно прямоугольного до гипертрофированно вытянутого и геометрически неправильного.

Яркой фигурой эпохи модерн является испанский архитектор Гауди, его фантастические архитектурные сооружения необычны даже для стиля модерн. Мозаики Гауди оригинальны и органичны, они настолько естественно ложатся в архитектурную среду, подчеркивая экзотическую пластику форм, что если подыскивать им замену, то непременно придется менять и саму архитектуру.

Основным качеством, которое модерн, как стиль внес в искусство мозаики можно считать разрушение традиционных границ техники и смешение методов кладки. В кладке появилась разновеликость, характер фигур модуля стал меняться в зависимости от изображения, а наборные материалы, помимо традиционной смальты и камня стали керамика, стекло, фарфор, галька. Даже само понятие классической мозаики после модерна стало значительно шире и пластичнее.

Российская мозаика. История мозаики в России

Мозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Первый опыт явления мозаик на Руси можно видеть в Софии Киевской, чьи монументальные полотна, по прошествии почти 1000 лет столь же чисты и цветоносны, как и много лет назад. Как известно из исторических летописей софийские мозаики набирались византийскими мастерами. Но уже 50 лет спустя, для другого киевского собора — Архангела Михаила, набор мозаик делали русские мастера. На территории лавры для них специально было организовано смальтоварочное производство и налажено полноценное производство драгоценного материала, для нужд мозаичного убранства храма.

В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, но по истине царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал технологию варки смальты и поставил это производство фактически на промышленную основу. Используя созданный им материал, вместе с учениками он набрал мозаичное полотно «Полтава» и серию портретов, которые являются уникальными не только для своего времени. Но его мозаичная инициатива не имела исторического развития.

Читайте также:
Монтаж автоматического полива

Мозаики Исаакиевского собора в Петербурге

И следующее пришествие мозаики в Россию уже окончательное состоялось в середине ХIX века. Поводом для этого послужило строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Для создания украшающих его стены мозаик, русскими художниками были созданы живописные полотна, которые с помощью специально приглашенных итальянских мастеров, переводили из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики. Созданная для этого при Академии художеств мозаичная мастерская использовала, в том числе и рецептуру изготовления смальт , разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, благодаря поставленному на поток художественному производству смальты искусство мозаики в России стало динамично развиваться, обретая свой академический стиль.
Так храм Воскресения Христова, известный как Спас на Крови, является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и бесспорно ярчайшим в мире примером синтеза мозаики и архитектуры.

Советская мозаика

В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом. Им закатывались гектары стен и фасадов, что конечно же выделяло эти здания среди прочих но принижало сакральную ценность мозаики.

Надо сказать, что искусство всегда авторское. Художник – мастер, работающий в той или иной технике, стиле, направлении отражает в работе свой внутренний мир, образ мысли, мировоззрение. Мозаики, исполненные талантливыми художниками, несут печать их дара, их гения, запечатленную в смальте.
Но тотальная безликость карьерно вылезшая в художники под шапкою школы соцреализма часто втаптывала и загоняла живое искусство, прораставшее как всякая жизнь даже сквозь асфальт официальных выставкомов.

И сегодня рядом с омертвелыми остатками маститых соцреалистов современная мозаика находит свое место, пробиваясь и в храмы и на улицы.

Мозаика в наши дни

Современная мозаика , как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ.
Мозаика по прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды.

Мозаичное Искусство 10 009 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Что такое мозаика? Мозаика – это декоративное искусство создания рисунков и узоров на поверхности путем размещения небольших цветных кусочков стекла, мрамора или других материалов в слое из цемента, гипса или клея. Используемая как форма внутреннего или внешнего украшения и первоначально разработанная в Древней Греции, мозаика широко применялась римскими мастерами, в основном, для украшения полов. Позже, в эпоху византийского искусства, художники специализировались на создании мозаичных рисунков для стен и были известны своими блестящими шедеврами из золота и разноцветного стекла. Как форма орнаментального христианского искусства, мозаика во времена Возрождения уступила место фресковой живописи. Возрождение этого искусства произошло в 19 веке, когда многие общественные здания стали вновь украшать мозаикой (например, Вестминстерский католический собор). Теперь, как правило, для этого использовали массового произведенную керамическую плитку или стекло. Определенные стили дизайна, такие как готическое возрождение и ар-нуво, предоставили новый дизайн и использование этой формы искусства. Сегодня мозаика остается популярным ремеслом во всем мире, ее продвигают такие организации, как Британская ассоциация современной мозаики (BAMM) и Общество американских мастеров мозаики (SAMA) и она доступна в качестве предмета в некоторых из лучших художественных школ Америки и Европы.

Как создаются разные типы мозаики?

Существует три основных способа построения мозаики: прямой метод, косвенный метод и двойной косвенный метод.

Прямой метод построения мозаики включает прикрепление отдельных элементов непосредственно к поверхности выбранной опоры. Предварительно могут быть сделаны наброски на украшаемом участке. Прямой метод был популярным подходом используемым традиционными художниками при выполнении многих известных европейских мозаик стен и потолка. Он также используется в сочетании с поверхностями трехмерных объектов, таких как вазы. Одним из недостатков прямого метода является то, что мозаист должен работать непосредственно на участке, который нужно декорировать, что может оказаться невозможным в течение длительного времени. Современное усовершенствование предполагает использование сетки из стекловолокна. Мозаика создается на сетке в мастерской художника перед тем, как разместиться ​​на своем окончательном месте.

Непрямой (косвенный) метод создания мозаики, обычно используемый для крупномасштабных заказов с повторяющимися элементами дизайна. Компоненты (стекло, плитка и т.д.) крепятся лицевой стороной вниз на липкую основу. Позже их отправляют в конечный пункт назначения. Преимущество такого подхода в том, что он дает художнику возможность вносить изменения.

Двойной косвенный метод подобен косвенному методу с дополнительной стадией. Вместо того, чтобы класть плитки лицевой стороной вниз на липкую основу, они кладутся лицевой стороной вверх. Это позволяет мастеру мозаики увидеть создаваемый узор. Как только мозаика закончена, поверх нее наносится еще один слой липкой основы. Затем снимается исходный слой. Затем мозаику можно перенести на место окончательного размещения.

Примечание : Мозаика отличается от инкрустации тем, что ее составные элементы покрывают поверхность полностью, в результате повышая уровень конечного слоя (иногда для этого предварительно готовится выемка). Каждый фрагмент мозаики невелик и декоративное значение он приобретает только тогда, когда он является частью общего дизайна.

Компьютерные проекты

Теперь мозаику можно создавать с помощью программного обеспечения автоматизированного проектирования (САПР). Эти программы могут использоваться отдельными мастерами или роботизированными производственными системами. Чтобы ускорить процесс изготовления мозаики, устранить ошибки и снизить затраты, мозаики теперь собираются роботами, управляемыми компьютером, а не вручную. Производство может быть в десятки и сотни раз быстрее с меньшим количеством ошибок.

Читайте также:
Кирпич полуторный: размер керамического, красного, силикатного

Творческие атрибуты мозаичного искусства

Мозаика, как вид искусства, ближе всего к живописи: они представляют собой двухмерное изображение. Также и мозаика и роспись подходят для масштабной отделки поверхностей. Однако, в отличие от живописца, мозаист ограничен в цветовой палитре и выборе материалов. Таким образом, чрезвычайно трудно добиться того же тонального изменения света и тени, которое может быть достигнуто с помощью (скажем) масляной краски, цветовой спектр которой огромен. Тем не менее, мозаика имеет атрибуты, которые делают ее более эффективной для создания восприятия на расстоянии. Главным из них являются световозвращающие качества используемых стеклянных мозаичных элементов , которые можно еще больше усилить, нанеся золотую или серебряную фольгу на заднюю часть стеклянных элементов или установив элементы под углом отражения.

История мозаичного искусства

Самые ранние известные мозаики, созданные с использованием гальки, датируются 8 веком до нашей эры. Эта техника работы с галькой используемая как для тротуаров, так и для стен, позже была значительно усовершенствована греческими мастерами в V веке. Они научились создавать замысловатые узоры используя камешки диаметром от одного до двух сантиметров. Контуры создавали с помощью крошечных черных камешков, а к 4-му веку для большего разнообразия были добавлены цветные камни, окрашенные в красный и зеленый цвета, что помогло греческим художникам создавать сложные геометрические узоры, а также детализированные сцены людей и животных. (См. Также: Греческое искусство.)

Каменные полы

На протяжении всей классической античности мозаика оставалась в первую очередь техникой украшения тротуаров или полов, где прочность была главным приоритетом. Камень, особенно известняк и мрамор идеально подходили для этой цели. Его можно было разрезать на крошечные кусочки и его естественный оттенок обеспечивал достаточный базовый диапазон цветов для большинства живописных дизайнов.

Тессеры и первое использование стекла

В эпоху эллинистического искусства (323–27 гг. до н.э.), греческие мозаисты добились дальнейшего прогресса. Во-первых, они начали использовать не только камень, но и стекло. Стекло можно было изготовить практически любого оттенка, что значительно расширило цветовую гамму, доступную художнику. К концу 3-го века до нашей эры возникли небольшие фабрики по производству специальных мозаичных элементов ( тессеров ), предлагающих достаточно дополнительных деталей, чтобы позволить мастерам мозаики имитировать картины. И хотя стекло не подходило так, как камень для тротуаров и полов, его легкость делала его идеальным для настенной мозаики, где декоративные качества были важнее долговечности.

Римские мозаики

Греческие мастера были наняты в большом количестве Римом после того, как Греция пришла в упадок, хотя римляне использовали мозаику в основном для полов в домах. Выдающиеся образцы сохранились в Геркулануме, Помпеях и Остии. Мозаичные рисунки в римский период – обычно посвященные сценам, прославляющим богов, домашним темам и геометрическим узорам – выполнялись по всей Римской империи, но уровень навыка не всегда был высоким. Мозаики, сделанные в Северной Галлии или Римской Британии, например, были заметно более примитивными, чем итальянские и греческие образцы. (См. Также римское искусство.)

Стеклянные стены

В эпоху раннехристианского искусства (около 300-400 гг. н.э.) в Византийской империи настенная мозаика стала популярной с ростом церковной архитектуры и декора, заменив на время религиозные картины и должна была оставаться основной формой декоративного искусства во время приближающейся византийской эпохи Юго-Восточной Европы (450–1450). (См. также: Русская средневековая живопись.) Также, в раннехристианский период, художники впервые создали мозаику из золотого и серебряного стекла, нанеся металлическую фольгу на обратную сторону стеклянных предметов. Этот тип «зеркального стекла» обеспечивал еще большую интенсивность визуальных эффектов за счет отражения света.

Византийская мозаика

С падением Рима, Византия (Константинополь) стала центром христианства и привлекла огромное количество римских и греческих мастеров, в том числе мастеров мозаики. Действительно, в этот период мозаика достигла новых высот творчества и техники, став важной чертой византийской архитектуры. Новые стеклянные тессеры ( смальты ) изготавливались из толстых листов цветного стекла. Смальты содержали осадок, поэтому свет преломляется в стекле. Также в VI веке византийские мозаисты разработали метод установки стеклянных мозаик в клеевой раствор под острым углом , чтобы отражать еще больше света. Эти улучшения привели к созданию великолепных мерцающих мозаик византийского периода.

Лучшие византийские мозаики были в основном библейским искусством, созданным для церквей и мечетей в Константинополе, таких как Собор Святой Софии и для зданий по всей Византийской империи. (См. Также: Христианское искусство, византийский период.) Известные примеры: произведения, созданные в Дафни около Афин (11 век); в соборе Равенны и в церквях Сан Аполлинер Нуово и Сан Витале (XII век); в Торчелло недалеко от Венеции и в Капелле Палатин (Дворцовая часовня); в соборе Монреале в Палермо (все 12 век) и в соборе Святого Марка в Венеции (с 11 по 14 века). (О других формах средневекового декора см.: Искусство витражей.)

Исламская мозаика

Тем временем, начиная с VIII века исламские художники начали включать мозаику в декоративные схемы своих мечетей. Мозаика была идеальной формой украшения для исламского искусства, которое запрещало фигуративные изображения в религиозных зданиях, вместо этого сосредотачиваясь на абстрактных или геометрических рисунках. Когда мавры вошли в Испанию из Северной Африки, они принесли исламскую мозаику на Пиренейский полуостров. Эти мавританские мозаики, выполненные из камня, стекла и керамики, можно увидеть в Большой мечети в Кордове и во дворце Альгамбра в Гранаде.

Мозаика продолжала быть характерной чертой романского искусства (1000–1200 гг.) и готической архитектуры, хотя и в меньшей степени.

Вытеснение фресками

С появлением искусства эпохи Возрождения (около 1400 г.), мозаика постепенно пришла в упадок как вид искусства: не в последнюю очередь потому, что фресковая живопись предлагала больший реализм для художников, которые в любом случае устали от стилизованного декоративного качества византийского искусства.

XIX век

Возрождение мозаичного искусства произошло во второй половине XIX века, когда многие общественные здания часто украшали мозаичными узорами и картинами, как правило из керамической или стеклянной мозаики массового производства. Примеры этого – мозаики в византийском стиле в Вестминстерском соборе в Лондоне и в базилике Сакре-Кер в Париже. Готическое возрождение в архитектуре оказало важное влияние, как и события в венецианской стекольной промышленности. Производство мозаики также стимулировалось движением ар-нуво: см., например, исключительные керамические мозаики Антонио Гауди (1852-1926) и Хосепа Марии Жужоля в парке Гуэля в Барселоне.

Читайте также:
Мастерок виды и назначение

Интересной современной мозаикой является мозаика половинного размера Гобелена Байё, созданная в 1979-99 годах Майклом Линтоном. В настоящее время он выставлен на всеобщее обозрение в городе Джеральдин, Новая Зеландия.

Самая знаменитая византийская мозаика XII века находится в соборе Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) – это изображение Христа Пантократора (Спас Вседержитель) в верхней южной галерее. Прекрасный образец средневекового религиозного искусства Восточной Православной церкви.

Категории визуального искусства
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.

Значение искусства
Подробнее о различных видах
изобразительного и декоративного искусства см.:
Значение и определение искусства.

Плитка-мозаика для ванной 🛀 Идеальный вариант для любого санузла

Плитка-мозаика для ванной — превосходная альтернатива ставшей уже обыденностью плитке. Необычность и красота этого материала вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Мозаика отлично подходит в ванную, ведь ей совсем не страшна сырость. Существует множество вариантов дизайна, например, можно отделать плиткой-мозаикой все помещение целиком, или же подобрать удачное сочетание мозаики и плитки. Но о всем по порядку.

  • Преимущества и недостатки
  • Виды
    • Стеклянная
    • Керамическая и керамогранитная
    • Металлическая
    • Каменная и галечная
  • Виды мозаики
    • Для пола
    • Вертикальные поверхности
    • Отдельные элементы
  • Виды мозаики по форме элементов
    • Классические ячейки
    • Длинные полоски
    • Кирпичики
    • Прочие геометрические фигуры
    • Ячейки с 3d эффектом
  • Варианты использования
    • Рабочая зона раковины
    • Вертикальные поверхности
    • Пол
    • Облицовка отдельных элементов
    • Помещения со сложной геометрией
  • Возможности цветовых решений
  • Использование мозаики на полу
  • Особенности укладки
    • Подготовка
    • Разметка
    • Затирка
  • Идеи дизайна интерьера

Преимущества и недостатки

Рассмотрим плюсы и минусы использование мозаики для ванной. К достоинствам можно отнести:

Огромный выбор дизайна мозаики, как по цвету, так и по фактуре и текстуре

Прочность, влагостойкость, морозостойкость, устойчивость к химическим воздействиям. Иными словами, мозаика — универсальный материал, который подойдет практически для любых помещений, а также для уличной отделки.

Возможность облицевать ей объекты любой, самой необычной и сложной формы. Это замечательное свойство для любителей плавных, волнообразных и округлых форм.

Из мозаики можно изготовить панно со своим уникальным рисунком

Мозаику легко сочетать с другими отделочными материалами

Плитка-мозаика относительно редко встречается в интерьерах, что сделает ваш проект необычным и уникальным

Но как и у всего на свете, мозаичная облицовка не лишена минусов. К ним можно отнести:

Довольно высокая стоимость материала

Сложность укладки. С мозаикой сложно справиться самостоятельно. Лучше найти бригаду рабочих, имеющих опыт работы с этим материалом

Необходимость качественной подготовки основания. Плоскость укладки, будь то стена, пол или потолок, предварительно нужно тщательно выровнять

Существует много видов мозаики. Рассмотрим наиболее популярные и доступные на рынке:

Стеклянная

Яркий и запоминающийся материал с гладкой поверхностью. Обладает огромным разнообразием цветов и фактур. Встречается полупрозрачная стеклянная мозаика, мозаика с золотистыми или просто цветными разводами, перламутровая, блестящая и матовая. В полной мере свою красоту материал раскрывает при ярком, хорошем освещении, начиная играть новыми красками. Как правило, именно из этого вида мозаики изготавливают мозаичные панно и картины.

Керамическая и керамогранитная

Мозаика, по сути представляющая собой мелко нарезанную керамическую или керамогранитную плитку. Отличие первой от второй — возможность укладки только в помещениях и только на стены или потолок. Керамогранит же подходит для укладки на любую поверхность и в любом помещении, а так же на улице. По дизайну такая плитка мозаика для ванной является самой разнообразной. Современные технологии печати позволяют нанести на керамику любую текстуру или рисунок. Крайне популярен керамогранит под мрамор, другие виды камня, дерево, бетон. Различается такая мозаика и по поверхностям — она может быть глянцевой, матовой, лаппатированной (полуглянцевой), структурированной или же иметь 3Д форму. Существует также плитка под мозаику, имитирующая разрез на множество маленьких деталей, однако такой формат выглядит дешево и постепенно уходит в прошлое.

Металлическая

Плитка-мозаика, изготавливаемая с примесью цветных металлов. Как правило ее используют для создания акцентов в интерьере или же как элементы рисунка мозаичного панно. Стоимость такой мозаики весьма высока.

Каменная и галечная

Мозаика, подходящая для использования на большинства видах поверхности. Зачастую обладает шершавой поверхностью, что делает ее хорошим вариантом для отделки пола. Однако, натуральный материал стоит очень дорого и зачастую требует особого деликатного ухода. Сейчас каменную мозаику все чаще заменяют мозаикой керамической с текстурой и фактурой натурального камня.

Виды мозаики

Плитка-мозаика различается не только по материалу изготовления, но по областям применения. Чтобы мозаика служила долго, необходимо учитывать для какого вида отделки она рассчитана.

Д ля пола

Мозаика для пола должна обладать прочностью, устойчивостью к истиранию и механическим нагрузкам. Также она не должна быть скользкой, особенно если речь идет о санузлах, бассейнах или улице. И еще важно учитывать, что швы на полу скорее всего очень быстро станут темными. Лучше всего для напольного покрытия подходит керамогранитная мозаика.

Вертикальные поверхности

Требования к настенной мозаике куда более мягкие, чем к напольной. Она может быть любого вида, так как на стене она подвергается минимуму вредных воздействий. Исключение составляют вертикальные поверхности во влажных помещениях, стены хаммамов и бассейных чаш. В таких случаях материал должен обладать влагостойкостью. Если же поверхность находится на улице, то к необходимым качествам материала добавляется морозостойкость. Для влажных помещений и улицы подойдет керамогранитная и стеклянная мозаика.

Читайте также:
Краски для отделочных работ

Отдельные элементы

Мозаика весьма дорогостоящий материал, поэтому часто ее используют в качестве дизайнерского акцента в помещении, а не для тотальной облицовки пола и стен. Наиболее популярные варианты такой облицовки:

Мозаика на части стены, например над инсталляцией, за ванной, выкладка мозаичной полосы и т. д.

Облицовка цоколя ванной или душевой

Мозаичное покрытие стен и/или пола душевой кабины

Обрамление мозаикой зеркала, раковины и других элементов

Облицовка мозаикой столешницы или фартука

Виды мозаики по форме элементов

Фантазия и возможности современных производителей мозаики стремится к бесконечности. Если раньше она ассоциировалась исключительно с мелкими квадратными формами, то сегодня доступно множество разных вариантов:

Классические ячейки

Квадратные чипы мозаики продолжают оставаться наиболее распространенной формой. Она доступна, пожалуй, во всех материалах. Квадратная плитка мозаика для ванной обычно выпускается размером примерно 2 сантиметра. Еще часто можно встретить сантиметровые и крупные пятисантиметровые чипы.

Длинные полоски

Стильное и современное прочтение мозаики. Как правило встречается среди керамической и керамогранитной мозаики.

Кирпичики

Интересная форма, подходящая для классических и современных интерьеров. Более необычная чем квадратная, но не слишком сложная и дорогостоящая.

Прочие геометрические фигуры

Среди керамогранитной мозаики сегодня можно найти самые разнообразные геометрические формы, недоступные из-за своей сложности другим материалам. Часто встречается мозаика в виде чешуи, круглая и треугольная мозаика, мозаика-ромбиками, шестигранники, комбинации разных форм.

Ячейки с 3d эффектом

Интересный современный вариант мозаики. Подходит исключительно для настенной укладки. Часто в этом виде мозаики комбинируются разные виды поверхностей для достижения большего контраста и эффектности.

Варианты использования

Применение мозаики для ванной комнаты может быть самым разным. Плитка-мозаика позволяет сделать дизайн каждой ванной комнаты уникальным, благодаря доступным комбинациям с другими видами материалов, акцентной облицовке, зонированию и т.д. Дать волю своей фантазии можно и в большой, и в маленькой ванной комнате!

Рабочая зона раковины

Одна из наиболее часто использованных зон ванной комнаты является раковина. Зачастую именно ее оформление становится ярким акцентом в дизайне санузла. Мозаикой можно оформить саму столешницу, чашу раковины, зеркало или прилегающую стену.

Вертикальные поверхности

Стену и прочие вертикальные поверхности ванной можно смело отделывать любыми видами водостойкой мозаики. Отлично для этих целей подойдет стеклянная мозаика или керамическая. Мозаику можно комбинировать с кафельной плиткой, делая из нее акцентные зоны или декоративные полосы.

Мозаичный пол в ванной должен обладать противоскользящими свойствами. Материал должен обладать матовой поверхностью, а еще лучше — шероховатой. Лучше всего подойдет керамогранитная или каменная мозаика.

Облицовка отдельных элементов

Из мозаики можно сделать необычный акцент на каком-либо элементе санузла. Например, облицевать ей ванну или раковину, сделать мозаичный цоколь, душевую кабину, инсталляцию или даже потолок.

Помещения со сложной геометрией

Плитка-мозаика — находка для любителей сложных и необычных форм в интерьере. В отличие от плитки, ее можно уложить даже на шарообразную и гнутую поверхность.

Возможности цветовых решений

Дизайн современной мозаики крайне разнообразен. Стеклянная и керамическая мозаика может быть буквально любого цвета. В стеклянной чаще используют яркие, насыщенные цвета, в то время как керамическая мозаика больше тяготеет к текстурам натуральных материалов, хотя бывают и исключения. Не стоит забывать про металлизированные поверхности: золото, платина, белое золото, бронза.

Использование мозаики на полу

Мозаику на полу — довольно редко встречающееся дизайнерское решение. Но в этом нет ничего невозможного! Лучше всего для напольной укладки подойдет керамогранитная или каменная мозаика. Чипы мозаики этих видов часто бывают довольно крупные, а также существует множество вариантов нескользких поверхностей. Стеклянная плитка-мозаика тоже может быть положен на пол, одна из-за своей гладкости она довольно скользкая. Ситуации могут помочь швы между чипами мозаики — чем меньше чипы, тем больше швов и меньше скольжения.

Особенности укладки

Перед началом укладки необходимо приобрести все необходимые инструменты. Особое внимание стоит уделить клею и затирке. Выбирайте состав, подходящий для вашего помещение и местных условий. Также обращайте внимание на то, подходит ли клей для мозаики. Во влажных помещениях, бассейнах и душевых кабинках нужно использовать клей с силиконовыми добавками. Слой клея наносится и на мозаику и на стену. Не делайте его слишком толстым, иначе после укладки он просто не успеет высохнуть и плитка съедет на пол.

Подготовка

Одним из самых важных этапов работ является подготовка основания, куда будет укладываться плитка. От его качества зависит то, как долго прослужит материал. Поверхность должна быть максимально ровной. Если на основании остались следы от старой отделки, то их необходимо убрать. Все имеющиеся трещинки и неровности — выровнять. Зашпаклевать стену грунтовкой.

Разметка

Предварительная разметка нужна для ровной укладки мозаики. Для этого используют обычный карандаш. Чтобы линии были идеально ровными используется строительный уровень или нитка с гирькой.

Затирка

Затирка проводится не ранее чем через 24 часа после укладки мозаики, дабы клей точно успел высохнуть и кладка не сдвинулась в ходе работ. Для затирки швов понадобится шпатель и резиновая губка. Шпателем состав сначала наносится горизонтально, а зачет вертикально. Излишки раствора удаляются губкой. Санузел будет готов к использованию примерно спустя две недели.

Идеи дизайна интерьера

Плитка-мозаика — гибкий, универсальный и разнообразный материал. С его помощью можно воплотить в жизнь самый смелый и необычный замысел. По-настоящему уникальным ваш проект сделает мозаичное панно, выполненное на заказ. Мастера-мозаичисты могут изготовить любой рисунок по вашему желанию. Мозаичные панно отлично смотрятся на стене.

Для душевой можно взять градиент из цветной мозаики — стремящийся вниз, к изменению и развитию цвет отлично обыгрывается потоками воды, направленными так же вниз.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: