Основы ландшафтного дизайна: как создается красивый сад
Отправим материал на почту
- Проектирование как краеугольный камень ландшафтного дизайна
- Принципы ландшафтного дизайна
- Целостность
- Пропорциональность и её проблемы
- Масштабность
- Приёмы ландшафтного дизайна
- Создание композиции
- Перспектива
- Принцип работы с цветом
- Светотень
- Коротко о главном
Ландшафтный дизайн – один из видов искусства, как и музыка, живопись или архитектура. Он так же подчиняется определённым правилам, диктуемым природой. Без знания этих правил невозможно получить нужный эффект при ландшафтных работах. Разбираемся, в чем заключаются основы ландшафтного дизайна, какие существуют принципы ландшафтного проектирования, и как правильно подойти к организации и проведению работ.
Проектирование как краеугольный камень ландшафтного дизайна
Любой ландшафтный дизайн сначала появляется в виде концепции в голове, затем оформляется на бумаге (или в приложении) в виде проекта, и только потом находит воплощение. Другими словами, проектирование – база, определяющая характер всех работ на участке и влияющая на последующие этапы озеленения.
Одновременно проектирование является творческим процессом. Это означает, что наработки и прошлые удачные решения в новом проекте работают далеко не всегда, и приходится искать новые пути и формы.
Все, что создано человеком (постройки, ограждения, дороги) вступает в противоречие с природной средой. Задача ландшафтного дизайна в том и заключается, чтобы создать гармоничное открытое пространство, связывающее человека и природу, а проект показывает, каким способом будет происходить окультуривание участка.
Проект разрабатывается на основе знаний современного инженерного дела. Также используются законы планирования ландшафта и учитываются следующие моменты:
- Идея (стиль), на основании которой будет строиться дизайн.
- Принцип гармонии человека и природы.
- Местные природные особенности: рельеф, роза ветров, особенности почвы, глубина залегания грунтовых вод.
- Архитектурные особенности построек на участке.
- Характер использования участка.
- Баланс между эстетикой и функциональностью дизайна, важность его удобства для пребывания человека.
- Бюджет проекта.
Принципы ландшафтного дизайна
Достоинства и недостатки участка выясняются задолго до того, как в саду будет высажено первое дерево. Знание о таких важных параметрах, как доступность воды, состав грунта и затенённость, поможет выбрать наиболее подходящие растения, которые смогут быстро прижиться и разрастись.
После сбора информации создаётся проект; он может быть бумажным или в виде 3D-визуализации. Наглядность важна: она даёт возможность оценить задумку, а также выявить возможные недостатки. Это поможет скорректировать планы и избежать ненужных трат (например, убережёт от закупки неподходящих растений). Любой проект составляется на основе нескольких принципов ландшафтного проектирования.
Целостность
Чтобы участок выглядел целостным, то есть гармоничным, необходима объединяющая идея. Элементы ландшафта должны вписываться в тематику композиции, независимо от того, в каком месте территории они расположены. Важно, чтобы соблюдалась согласованность декоративных и природных форм. Оттенки и текстуры выбираются последовательно, в согласованности с общей идеей.
Пропорциональность и её проблемы
Соблюдение принципа пропорциональности помогает выглядеть привлекательно элементам сада. Их компоновка проводится в соответствии с размерами; часто она помогает в зонировании пространства. Небольшой фонтанчик на просторной лужайке перед главным фасадом будет выглядеть потерянно, а около цветника – живописно. Одинокое большое дерево (например, голубая ель) будет смотреться нелепо, если не поддержать его композицией из соразмерных растений.
Ландшафт будет выглядеть пропорциональным, если соблюдается гармоничное соотношение отдельных деталей ландшафта между собой и каждой детали к целому. На практике это означает, что должны соблюдаться пропорции между площадями различных зон и построек. Газон перед фасадом должен быть пропорционален дому. Миниатюрная лужайка перед большим особняком и уходящий вдаль газон перед скромной дачей будет выглядеть одинаково нелепо. Тот же эффект будет наблюдаться при нарушении пропорции сада и дома, или газона и цветника.
Чтобы понять, какими должны быть относительные размеры элементов участка, необходимо задать единицу отсчёта, начальный, нулевой размер. Как правило, точкой отсчёта делают конструктивно-планировочную сетку, заложенную в архитектуру дома. На основании этого размера (например, 3х3 или 6х6 м) строят масштабную сетку всего участка, с помощью которой распределяют остальные элементы.
Если целостность – параметр, следовать которому достаточно просто, с пропорциональностью часто возникают проблемы. Дело в том, что многие современные участки малы по площади, и пропорции дома и сада в них вынужденно нарушаются. Особенно плохо дела обстоят там, где дом занимает значительную (иногда большую) часть участка.
В таких случаях пропорциональности постройки и остальной территории можно добиться только, если использовать приёмы иллюзорного увеличения глубины пространства. Пропорциональными должны быть не только площади различных построек и зон, но и размеры растений. Поэтому на маленьких участках целесообразно высаживать малорослые сорта растений. Благодаря селекционной работе существуют разнообразные карликовые сорта; вписать их в миниатюрное пространство ещё легче.
Масштабность
Важной составляющей основ ландшафтного проектирования является масштабность композиции или элемента, то есть их соответствие росту человека. Требование масштабности соблюдается не только на участке, но и в помещении, и связано это с созданием комфортной среды обитания.
Правила масштабности для ландшафтного дизайна имеют некоторые отличия от аналогичных правил для помещений, из-за чего внутренние размеры жилья и пространства на участке не совпадают. Например, семья, не испытывающая неудобств за столом в малогабаритной кухне, будет чувствовать себя стеснённой на открытой площадке такого же размера.
Загадка кроется в восприятии. Комната ограничена стенами, а площадка – нет. Поэтому её размер непроизвольно сравнивается с окружающим пространством, и сравнение оказывается не в пользу площадки.
Из-за открытости пространства детали ландшафта имеют несколько увеличенные размеры. Если закладывается мощёная зона отдыха, то её площадь определяется из расчёта по 4 квадрата на персону. Гости должны иметь возможность выйти из-за стола, не боясь оступиться и оказаться в цветнике.
Средняя ширина лестницы в доме не превышает 90-120 см. Во дворе такая конструкция кажется тесной, поэтому её ширина увеличивается до 123-200 см и даже больше. Дорожки закладываются шириной не менее метра, если они используются интенсивно. Парадная дорожка делается ещё шире, 1,5-2 м, зато второстепенные уменьшаются до 60-80 см.
Приёмы ландшафтного дизайна
Выстраивание гармоничного пространства – задача, для решения которой и совершенствовался ландшафтный дизайн, основы и принципы которого связаны с законами построения пространства. В дизайне ландшафта дачного или приусадебного участка используются приёмы цветовой гармонии, перспективы, композиции и светотени.
Создание композиции
Композицией принято называть искусство гармоничного соединения нескольких форм или предметов; она может быть симметричной и несимметричной.
Симметричная композиция подразумевает наличие оси симметрии (планировочной оси) и идентичной планировки правой и левой частей. Подобное решение гармонично, так как отличается внутренним равновесием, но оно не свойственно природе, и встречается только в ландшафтах, созданных человеком.
Симметричная композиция – основа регулярной планировки, ярчайшим образцом которой стали королевские сады Версаля. Но подобное решение не характерно для современного ландшафтного дизайна загородных участков, поскольку требует большой площади для реализации и значительных затрат.
Гармоничную, уравновешенную композицию можно получить и без симметрии. Асимметричное равновесие, которое вызывает ощущение симметрии, хотя ею не является, создаётся благодаря способности человеческого глаза обращать внимание на выделяющиеся на общем фоне детали. Центром внимания может стать:
- Яркое, очень светлое или, наоборот, очень тёмное цветовое пятно.
- Ритмичный повтор, в том числе и в виде волнистых линий.
- Группа мелких деталей.
- Предмет необычной, неприродной формы, например, с острыми выступами.
- Предмет, который кажется тяжелее (или легче) окружающих. В этом случае на восприятие влияет цвет и текстура. Например, тяжёлым кажется дом из красного кирпича или тёмного дерева, рослые хвойные породы.
Равновесия в композиции можно добиться, используя разные объекты. Например, группа деревьев уравновесят дом, а просторный газон – пышную клумбу. Чтобы ель смотрелась органично, её окружают композицией из листопадных кустарников и цветов.
Перспектива
Чтобы сад воспринимался объёмным, при его обустройстве полезно использовать законы перспективы. Этот эффект связан с визуальным изменением объектов при изменении расстояния. В связи с ним предметы с чёткими контурами жёлтого, оранжевого и белого цвета кажутся ближе, чем есть на самом деле. В свою очередь, предметы с мягкими контурами тёмного цвета кажутся расположенными дальше.
Эффекты перспективы широко используются дизайнерами для того, чтобы сделать сад и участок более объёмным, создать иллюзию большей площади.
Видео описание
О ландшафтном дизайне своими руками с нуля в следующем видео:
Принцип работы с цветом
Колорит участка состоит из множества оттенков. На общее восприятие влияют оттенки листвы, травы и цветов, окраска забора и строений, цвет почвы. Главное цветовое требование к участку – он не должен выглядеть слишком пёстрым, хотя отдельные пёстрые композиции в виде клумб и цветников вполне допустимы. При оформлении территории полезно помнить о следующих нюансах:
- Цветовая гамма меняется со сменой времён года. Исключение – вечнозелёные растения, которые можно сделать неизменной основой композиции.
Видео описание
О том, с чего начать ландшафтный дизайн в следующем видео:
Светотень
Чередование света и тени оживляет сад, придает глубину пространству и рельефность объектам. Естественное освещение никогда не бывает полностью одинаковым; оно меняется в течение дня, зависит от погоды и сезона. Светотень – это художественный приём, позволяющий использовать изменения естественного освещения.
При проектировании ландшафтного дизайна учитывают характер освещения и глубину теней, отбрасываемых разными растениями (они могут быть кружевными или плотными). Знание подобных особенностей помогает корректировать восприятие дизайна. Например, если северная сторона участка большую часть дня находится в тени, её стараются сделать более выразительной, высаживая растения со светлыми цветами и листьями, например, чубушник или калину.
Видео описание
О современных тенденциях в ландшафтном дизайне в следующем видео:
Коротко о главном
Цель ландшафтного дизайна заключается в создании гармоничного пространства, и работы начинаются с проработки проекта. Проектирование – творческий процесс, учитывающий природные особенности участка, а итоговый план работ создаётся на основе баланса внешней эстетики, комфорта для жизни и функциональности дизайна.
Ландшафтный дизайн основан на принципах целостности, пропорциональности и масштабности. В работе используются приёмы композиции и перспективы, учитываются особенности естественного освещения, подбирается цветовая палитра. Все вместе позволяет получить привлекательный и непротиворечивый дизайн придомовой территории.
Проектирование открытых пространств городских образований Текст научной статьи по специальности « Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пушкарева Анна Сергеевна
Проектирование открытых городских пространств на примере парка будет являться важным культурным аспектом, при котором город будет становиться уютней, красивей и удобней. Главное назначение парка обеспечение отдыха посетителей. Основной задачей проектирования и строительства нового или реконструкции уже существующего парка является создание комфортной городской среды . Городская среда это не только малые архитектурные формы, бетон, брусчатка. Городская среда это прежде всего связи, позволяющие объединить смыслы, традиции и общую культуру жизни на данной территории.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пушкарева Анна Сергеевна
OPEN SPACES DESIGN OF URBAN OBJECTS
Open urban spaces design on the example of a park will be an important cultural aspect, in which the city’s appearance will become cozier, more beautiful and more convenient. The main purpose of a park is to provide rest for visitors. The main task of designing and building a new or reconstructing an existing park is to create a comfortable urban environment . The urban environment is not only small architectural forms, concrete, paving stones. Urban environment is, first of all, links that allow you to combine the meanings, traditions and general culture of life in a given territory.
Текст научной работы на тему «Проектирование открытых пространств городских образований»
Молодой исследователь Дона
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Проектирование открытых городских пространств на примере парка будет являться важным культурным аспектом, при котором город будет становиться уютней, красивей и удобней. Главное назначение парка — обеспечение отдыха посетителей. Основной задачей проектирования и строительства нового или реконструкции уже существующего парка является создание комфортной городской среды. Городская среда — это не только малые архитектурные формы, бетон, брусчатка. Городская среда — это прежде всего связи, позволяющие объединить смыслы, традиции и общую культуру жизни на данной территории.
Ключевые слова: парк, архитектура, композиция, уникальность, комфортная городская среда, благоустройство, комплексная концепция, зонирование, проектирование среды.
OPEN SPACES DESIGN OF URBAN OBJECTS
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
Open urban spaces design on the example of a park will be an important cultural aspect, in which the city’s appearance will become cozier, more beautiful and more convenient. The main purpose of a park is to provide rest for visitors. The main task of designing and building a new or reconstructing an existing park is to create a comfortable urban environment. The urban environment is not only small architectural forms, concrete, paving stones. Urban environment – is, first of all, links that allow you to combine the meanings, traditions and general culture of life in a given territory.
Keywords: park, architecture, composition, uniqueness, comfortable urban environment, landscaping, integrated concept, zoning, environmental design
Введение. В 2017 году впервые в России стартовал проект «Комфортная городская среда», благодаря которому наши города и городские пространства будут преображаться. Данная программа будет действовать до 2025 года. Под общественным городским пространством понимается озелененное пространство, которым может пользоваться неограниченный круг лиц. Парковая территория является важным элементом городской системы озеленения. Планировочная система и зонирование паркового пространства определяются с учетом местоположения, климата, уклона рельефа (при последующем проектировании возможно устройство дополнительного рельефа, сооружение искусственных дамб, валов и насыпей), количества и характера имеющихся растений. Существуют различные виды городского паркового проектирования, парки классифицируются по общему направлению: досуговые (активного и тихого отдыха), спортивно-прогулочные, памятные, геопластичные, ландшафтные и лесопарковые пространства. Целью данного исследования является выявление проблем, возникающих при проектировании нового или благоустройстве уже существующего парка, а также предложение путей их решения.
Основная часть. Как создать уникальный общественный парк в системе городских образований? Первое, что необходимо сделать, это посмотреть на то, что вас окружает в городской среде. Чаще всего самые простые и довольно нестандартные предметы уже существуют в городском пространстве, их просто надо заметить и дать им комплексную оценку. В качестве примера можно
Молодой исследователь Дона
привести городской парк Хай-Лайн в Нью Йорке, создатель его Чарльз Ренфро (бюро Diller Scofidio + Renfro). Власти города хотели демонтировать неэксплуатируемые железнодорожные пути, но жители города, которые осознавали красоту и значимость этого места для Нью-Йорка, были категорически против. Обычные горожане внесли свои предложения по созданию там невероятного и уникального общественного пространства. Во-вторых, нужно понимать, кем будут посетители городской парковой среды, откуда они придут в парк, что хотели бы делать в нем? Поэтому необходимо продумать развлекательную программу для парка, чтобы разнообразить день отдыхающих. Здесь можно привести пример с парком «Зарядье» в Москве (создатели — архитекторы той же фирмы Diller Scofidio + Renfro). Скорее всего, люди посетят «Зарядье» после довольно длительной прогулки по центру Москвы. Они, вероятно, будут утомленные и усталые, значит, нужно продумать места для тихого отдыха: это могут быть гамаки или пергольные конструкции.
Парк является одним из важных культурных аспектов жизни города. Нужно учитывать то, что общегородской парк — не только пространство для тихого отдыха и активных развлечений, но и место, где будут проходить важные городские мероприятия [1]. Открытое парковое пространство становится уникальной рекреационной территорией с высокой посещаемостью горожан. При проектировании парка должны закладываться комплексные меры по зонированию общественного пространства, благоустройству существующей парковой территории, формированию комфорта для посетителей. Общие функциональные зоны будущего благоустраиваемого или проектируемого с нуля парка можно разделить на типовые зоны: входная, тихого отдыха, детского и активного отдыха, спортивная (воркаут, ландшафтная скейт-зона, встроенная в структуру велодорожек), прогулочная и ландшафтно-экспозиционная, а также зона технического обслуживания парка (возможно предусмотреть техническое обслуживание паркового пространства с помощью системы вакуумного мусороудаления).
При проведении исследования территории центрального городского парка им. М. Горького в Ростове-на-Дону было установлено, что чаще всего парковым пространством люди пользуются в утреннее время. В данном случае посетители — это люди пожилого возраста, причем большинство из них выходят на прогулку с маленькими детьми. Живут они относительно недалеко от паркового пространства — в пределах 15-20 минут пешей прогулки или от 10 до 15 минут на транспорте. Посетители парка приходят в парк, чтобы расслабиться, подышать свежим воздухом и отвлечься от городского шума. Вечером парковое пространство чаще всего посещают молодые люди и люди среднего возраста, живущие в различных районах города. Молодых людей парк Горького привлекает возможностью длительных прогулок, тихого отдыха, а также развлечений (аттракционы, сцена и т. д.), многих интересуют выставки, мероприятия, проводимые в амфитеатре, и, конечно же, общение с природой. Таким образом, в этом городском парковом пространстве должны быть предусмотрены и запроектированы все возможные функциональные зоны, от прогулочных до технических подзон.
Современные парковые территории чаще всего расценивают как тихое и спокойное место для времяпрепровождения под открытым небом. А они зачастую перегружены малыми архитектурными формами и различными капитальными строениями. Как показывает практика, все попытки упорядочить функциональные зоны в современном парковом пространстве в настоящее время не оправданы. Стандартные нормы и правила ограничивают творческие возможности архитектора и не могут в некоторых случаях отвечать конкретным потребностям сложившейся структуры района и города в целом [2].
Комплексное благоустройство городской парковой среды и зонирование территории должно создавать архитектурно-ландшафтный облик и разрабатываться индивидуально, в соответствии с существующими нормами и окружающими условиями. Также необходимо руководствоваться
Молодой исследователь Дона И*1″!! №6(15)2018
характером формирования общегородской структуры зон отдыха и при этом учитывать размер парковой территории [3, 4].
В ходе разработки городских парковых пространств в целях изменения облика парка и благоустройства в целом, необходимо, кроме функционального зонирования территории и анализа процентных соотношений площадей, занятых дорожными сетями, архитектурными сооружениями, растительными насаждениями, поделить проектируемое пространство с учетом степени загруженности ландшафтной среды различными искусственными конструкциями и выделить общие крупные зоны, которые могут привлечь посетителей парка. Это могут быть следующие пространства:
1) зоны, где расположены обязательные малые архитектурные формы, второстепенные архитектурные сооружения, зоны массового скопления людей в парковом пространстве;
2) зоны посещения с типовым парковым благоустройством и необходимым оборудованием для различных видов отдыха;
3) природные зеленые зоны, закрытые от городской среды, с минимальным уровнем благоустройства территории, где по возможности исключаются некоторые сооружения (кроме прогулочных тропинок, велосипедных дорожек, малых архитектурных форм, пергольных навесов и т.п.);
4) зона концентрации ретейла (фудкорты, кафе и т. д.) это и есть самое посещаемое место, ведь предприниматели в большей степени стремятся открыть заведения там, где наибольший пешеходный поток;
5) зона технического обслуживания парковой территории;
6) общая безбарьерная среда или универсальная среда для маломобильных групп населения (отсутствие заборов, оград и других препятствий);
7) интегрирование архитектурных объектов парка с окружающим ландшафтом («невидимая» архитектура может стать изюминкой городского парка).
Продуманные решения по благоустройству паркового пространства будут способствовать привлечению огромного количества посетителей. Примером одного из таких решений может служить эксплуатируемая кровля. Его итогом является создание развитой инфраструктуры парка с неповторимыми видовыми панорамами.
Заключение. Результаты проведенного исследования показали, что тема проектирования открытых городских парковых пространств очень актуальна в данный период и у нас в стране, и в мире. Именно с открытыми парковыми пространствами нужно работать в первую очередь. Основная задача — создание комплексного благоустройства территории и правильный подход к формированию окружающей среды, которые в дальнейшем принесут пользу большому количеству людей. Основными принципами, которыми следует руководствоваться при преобразовании современных общественных пространств, являются правильное функциональное зонирование территории и соблюдение всех градостроительных норм при благоустройстве территории.
1. Проблемы природоохранной организации ландшафтов. Материалы межд. научн.-практ. конф., посв. 100-летию выпуска первого мелиоратора в России (24-25 апреля 2013 г.). — Новочеркасск : Изд-во Лик, 2013. — 332 с.
2. Сычева, А. В. Ландшафтная архитектура: учебное пособие для вузов. — 4-е изд. / А. В. Сычева. — Москва : Оникс, 2007. — 85 с.
3. Саймондс, Дж. О. Ландшафт и архитектура / Дж. О. Саймондс [сокращ. перевод с англ.А. И. Маньшавина]. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1965. — 193 с.
4. Нефедов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В. А. Нефедов. — Санкт-Петербург : Полиграфист, 2002. — 295 с.
Лекция 1 Ландшафтная архитектура как форма организации пространства
1. Социальное значение ландшафтной архитектуры
2. Взаимосвязи ландшафтной архитектуры с другими отраслями знаний.
3. Предмет, объекты, задачи и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования
1. Социальное значение ландшафтной архитектуры
Ландшафтная архитектура – архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Это обусловлено тем, что жизнь всего общества, отдельных социальных групп и каждого человека складывается из многообразных процессов труда и досуга, которые предопределяют требования к комплексной архитектурной (функциональной, материальной, композиционной) организации не только пространств внутри зданий и сооружений, но и среды вне их – пространств под открытым небом.
В современной практике ландшафтная архитектура понимается как разработка и создание искусственных композиций, повторяющих или воспроизводящих естественные природные формы.
Ландшафтная, или пейзажная архитектура в современной практике проектирования городских и сельских населенных мест приобретает все большую самостоятельность и социальную значимость и становится специфической отраслью архитектурного проектирования.
Ландшафтная архитектура занимается важной проблемой формирования среды обитания человека в условиях урбанизируемой все более быстрыми темпами государственной территории.
Основная цель — найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.
Ландшафтная архитектура по сути дела сегодня все больше является основой среды обитания человека, в которую должны «встраиваться» жилые, общественные, производственные здания и сооружения, транспортная и инженерная инфраструктура.
Понятие «ландшафтная архитектура» впервые было применено для обозначения этого вида деятельности в США в XIX веке, в период организации на территории этой страны общедоступных национальных ландшафтных парков, сохранявших уникальные памятники природы.
К сожалению, в современной практике чаще ландшафтная архитектура вписывается в уже застроенные территории и пытается исправить отрицательные качества урбанизации.
Особенность современной ландшафтной архитектуры заключается в том, что главенствующая роль в творческом процессе принадлежит художественному началу, неизменно опирающемуся на инженерные, мелиоративные мероприятия и, конечно же, на дендрологию, ландшафтоведение и законы экологии.
Очевидно, что в XXI веке ландшафтная архитектура будет приобретать все большее значение как важнейшее средство формирования качественно новой среды обитания человека. Особое внимание будет уделяться художественному уровню ландшафтной архитектуры. Еще в минувшем, XX веке, профессия «ландшафтный архитектор» (архитектор-пейзажист) была зафиксирована в каталоге Международной организации труда (МОТ) при ООН.
Между тем в XXI веке профессия «ландшафтный архитектор» будет остро востребованной еще и потому, что на нее возлагается деликатная и тонкая задача сохранения естественных, культурных и исторических ландшафтов на территориях государств. Причем, эта задача должна будет решаться не только в пределах границ населенных мест, но и в межселенных территориях.
2. Взаимосвязи ландшафтной архитектуры с другими отраслями знаний.
Основным материалом, с которым работает специалист – ландшафтник, являются естественный рельеф и естественная растительность региона, которые художник дополняет инженерными мероприятиями и архитектурными элементами, а также разрабатывает дендрологические композиции, создавая в целом так называемый урбанизированный пейзаж, улучшенный и исправленный средствами озеленения и инженерного обустройства.
Палитрой архитектора-ландшафтника являются малые архитектурные формы, различные виды и разновидности древесных, кустарниковых пород, трав, цветов, характерные особенности которых (цвет, форма, размеры) используются для достижения большей художественной выразительности композиции.
Средствами формирования ландшафтных архитектурных композиций являются вертикальная планировка территорий, ее инженерное оборудование, устройство пешеходных, транспортных и визуальных коммуникаций, спроектированных с учетом художественной образности проекта.
В решении практических задач архитекторы-ландшафтники опираются на ландшафтоведение, которое является важной научной отраслью, изучающей природные (естественные) и антропогенные (искусственные) ландшафты, их особенности, свойства, способности к эволюционированию, потенциальные возможности развития.
Дендрология как наука также является важным и неотъемлемым резервом знаний, необходимых для решения задач ландшафтного проектирования. Практика показывает, что только знание тонкостей дендрологии помогает архитектору-ландшафтнику разрабатывать оптимальные проекты озеленения с точки зрения их художественных, экологических и экономических качеств.
Знание законов архитектурной и художественной композиции является необходимой базой для эффективной работы архитектора-ландшафтника, так как эстетика и художественный образ создаваемой композиции — в конечном итоге и есть главный результат работы специалиста.
Таким образом, видно, что архитектор-ландшафтник, посвящающий себя ландшафтной архитектуре, должен быть готов к обогащению своего опыта знаниями перечисленных выше наук и к проведению многочисленных практических опытов с природным материалом.
Особенность современной ландшафтной архитектуры заключается в том, что главенствующая роль в творческом процессе принадлежит художественному началу, неизменно опирающемуся на инженерные, мелиоративные мероприятия и, конечно же, на дендрологию и законы экологии.
3. Предмет, объекты, задачи и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования
Предметом ландшафтной архитектуры являются принципы (закономерности) формирования целостной архитектурно-ландшафтной среды, пространственной организации жизненной среды человека с учетом охраны и рационального преобразования природы, нейтрализации последствий урбанизации.
Теоретической и методологической основой развития представлений о задачах, объектах и методах современного архитектурно-ландшафтного творчества является системный подход, принцип целостности архитектурно-ландшафтной среды в качестве объекта архитектуры.
В общем виде задачи ландшафтной архитектуры следующие:
– функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом;
– преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей;
– создание детального эстетического внешнего благоустройства.
Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходимы как дифференциация, так и интеграция знаний.
Расширение задач ландшафтной архитектуры обусловлено развитием, например, экологии (от специальной естественной науки о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов и среды к социальной экологии, которая исследует проблемы взаимодействия общества и среды).
Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также взаимообусловленность архитектурно-ландшафтной и природоохранной деятельности, связь вопросов рационального преобразования и охраны ландшафтов. В этом отношении в ландшафтной архитектуре четко выделяются три группы задач: охрана, преобразование (формирование) и восстановление (рекультивация) ландшафтов.
В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка основ управления преобразованием окружающей среды
Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ландшафтного объекта. Они заключаются в охране и улучшении исходных природных данных при проектировании ландшафтов, совершенствовании архитектурно-ландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей динамики прямых и обратных связей «объект – среда» и изменений во времени общей природно-антропогенной ситуации.
Таким образом, основная цель – найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития туристско-рекреационной деятельности. Например, именно рекреационный бум потребовал в 70-80 гг. новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрезмерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны ценнейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством.
Для того чтобы систематизировать архитектурно-ландшафтные задачи, выявить их иерархию, соподчиненность, затем определить принципы и методы решения этих задач, важно иметь научно обоснованную типологию объектов.
Типология – это не только классификация каких-либо объектов, элементов, но и метод научного познания, изучения закономерностей развития объектов, возникновения новых их типов.
Выделяя отдельные элементы пространственной архитектурно-ландшафтно организованной среды, мы можем говорить об архитектуре зданий и сооружений, городов и сел, зон отдыха, парков и др. Однако какой бы объект архитектуры ни рассматривался, его нельзя изолировать от природных предпосылок создания и функционирования (прямых или опосредованных через социально-экономические факторы).
Новым в ландшафтной типологии явилось представление о ландшафтной среде как целостном объекте архитектуры – системе антропогенных и малопреобразованных природных ландшафтов.
В результате при типологии мы исходим не из того, какие объекты нам нужны (парки, лесопарки и пр.), а из концепции целостности системы открытых пространств, которые выступают объектами ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования.
С современных системно-экологических позиций ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитектора, в том числе и те, которые в определенный момент не являются объектами ландшафтной архитектуры. Но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом.
Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное архитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например, территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с экономическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время – объектом специального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ландшафтов республики или республиканская схема отдыха и туризма.
То же мы можем сказать про город -сложнейшую социально-пространственную и ландшафтную систему, вычленяя из которой определенную подсистему, например водно-зеленую, мы более пристально ее изучаем и проектируем в качестве самостоятельного объекта.
Для типологии объектов и систематизации архитектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации:
1) группы объектов архитектуры, градостроительства, где ландшафтные вопросы стоят в общем ряду с экономическими, социальными, планировочными и многими другими и где ландшафтный архитектор лишь соавтор;
2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют, и ландшафтный архитектор в коллективе специалистов выступает как ведущий, определяющий программу и методы решения этого объекта.
К первой группе объектов – элементов среды – относятся территория страны, республики, района для которых разрабатываются комплексные и отраслевые схемы и проекты районной планировки, и населенные места, гражданские и промышленные градостроительные комплексы, для которых разрабатываются генпланы, проекты детальной планировки и др.
Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в состав комплексных градостроительных задач для второй группы объектов, можно сформулировать следующим образом:
– решение проблемы взаимодействия народнохозяйственного комплекса и ландшафтной среды;
– определение отношения среды к размещению различных по функциям объектов;
– детальная ландшафтная оценка и зонирование;
– прогноз изменения ландшафтов в результате планируемой деятельности и соответствующих преобразований;
– архитектурно-ландшафтная организация пространства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств среды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.
Объекты собственно архитектурно-ландшафтной деятельности имеют более развитую типологию (табл. 1).
Ландшафтные задачи формирования перечисленных в таблице 1 объектов подразделяются как по их типам, так и по этапам работы с ними (разработка программы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функционирования). Однако здесь они не называются, так как в той или иной степени будут раскрываться по группам объектов в последующих лекциях.
Одним их ведущих методов в ландшафтной архитектуре является системно-ландшафтный подход, кьторый эффективен также и для архитектурного творчества в целом.
Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддержании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно – ландшафтной среды, которая постоянно изменяется по законам природы и в результате деятельности людей.
На уровне регионов и крупных градостроительных образований системно-ландшафтный метод уже объективно используется. Однако при создании комплексов застройки, тем более отдельных сооружений, иногда даже садово-парковых объектов, его значимость еще недостаточно осознана.
Экологический метод ландшафтного проектирования выступает и как определение устойчивых отношений между компонентами ландшафта – рельефом, водоемами, водотоками, растениями и др., и как проектирование фрагментов жизненной среды в соответствии с динамикой природных процессов.
Архитекторы, организуя открытые пространства, оперируют природным материалом, который постоянно изменяется. Гармония человека и ландшафта может быть достигнута, если архитектор не формально, а опираясь на разносторонние знания, исходит в своем творческом поиске из ландшафтной ситуации, выявляя и подчеркивая ее лучшие качества.
Таким образом, современная ландшафтная архитектура с одной стороны представляется особой формой организации общегосударственного пространства, направленной на сохранение и развитие этногенеза и традиционной культуры, сбережение истощающихся запасов природных богатств, а с другой стороны — средством проектирования конкретной среды обитания человека на уровне микрорайона, квартала, населенного пункта.
Следует полагать, основываясь на современных тенденциях в развитии архитектурного творчества, что в XXI веке мы станем свидетелями нового этапа в развитии ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства и дизайна окружающей среды, подобно тому, который имел место в XVII—XVIII веках в европейских государствах, а в XVIII— XIX веках в Российской империи. В те исторические периоды основным «заказчиком», а затем владельцем уникальных памятников садово-паркового искусства были царствующие дома.
В современных условиях «заказчиком» и владельцем садово-парковых ансамблей должны стать муниципалитеты, юридические и физические лица. Соответственно, количество произведений архитектурного пейзажа должно значительно возрасти. Изысканный и художественно тонкий архитектурный ландшафт должен стать одним из самых распространенных «предметов потребления».
Можно уверенно прогнозировать, что XXI век станет «золотым» веком в развитии садово-паркового искусства во всем мире.
Таблица 1 – Типология объектов архитектурно-ландшафтной деятельности
Объекты архитектурно- ландшафтного проектирования | Территории особо охраняемых ландшафтов (естественных и культурно-исторических) | -система особо ценных ландшафтных объектов (региональный уровень – территори страны, государства и др.) – заповедники – заказники – природные (национальные) парки – культурно-исторические зоны (мемориалы, памятники истории, архитектуры, садово-паркового искусства и др.): ۷ в естественной среде ۷ в урбанизированой среде – охранные зоны памятников природы |
Ландшафтные объекты населенных мест | – водно- зеленые системы – открытые пространства центров – среда промышленных комплексов – среда жилой застройки – защитные зеленые зоны – парки, сады – лесопарки – спортивно – оздоровительные зоны | |
Промышленно-территориальные комплексы (ПТК) межселенных территорий | рекреационные объекты | – система объектов отдыха и туризма (региональный уровень – территори страны, государства и др.) – зоны кратковременного отдыха – зоны длительног отдыха – санаторно-курортные зоны – парквеи, туристские трассы |
объекты различного хозяйственного назначения | – водоохранные зоны – ландзафтные коридоры коммуникаций – зоны мелиорации, добычи полезных ископаемых – сельскохозяйственные территории |
Вопросы к лекции 1
1. Раскройте понятие «ландшафтная архитектура»
2. Основная цель ландшафтной архитектуры
3. Социальное значение ландшатной архитектуры
4. Когда возникло понятие «ландшафтная архитектура?
5. С какими природными и искусственными объектами работает специалист – ландшафтник?
6. На какие науки опирается специалист – ландшафтник при решении практических задач?
7. Что является предметом ландшафтной архитектуры как отрасли знаний?
8. Сформулируйте задачи ландшафтной архитектуры
9. Характеризуйте типологию объектов ландшафтной архитектуры
10. Методы ландшафтного проектирования
| | следующая лекция ==> | |
НАВЧАЛЬНЕ ВИДАННЯ | | | Лекция 2. Эволюция садово-паркового дизайна в древние века и средневековье |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА – область архитектуры, связанная с созданием озеленённых пространств.
В более широком смысле под ландшафтной архитектуры понимается искусство гармонично сочетать естественный ландшафт с открытыми пространствами антропогенной среды. Тесно связанная с градостроительством, ландшафтная архитектура включает в себя оформление отдельных сооружений и ансамблей зданий, улиц и площадей, общественных пространств разного типа (в т. ч. зелёных рекреационных зон), объектов транспортной инфраструктуры, регенерацию промышленных зон, а также восстановление и сохранение экологической целостности природных территорий, входящих в границы освоенного человеком пространства.
Размер произведений ландшафтной архитектуры варьируется от сада во дворе или на крыше здания до городского района и национального парка. К составляющим ландшафтной архитектуры относятся искусственно созданные или оформленные природные элементы ландшафта (например, возвышенности, водоёмы), растения, дорожки, площади, террасы, садовая мебель, архитектура малых форм. Практика ландшафтной архитектуры (как правило, в малом масштабе) называется также ландшафтным дизайном. Термин «ландшафтная архитектура» был впервые употреблён в современном значении американским ландшафтным архитектором Ф. Л. Олмстедом в середине XIX века.
Ландшафтная архитектура выделяется из сферы садово-паркового искусства в эпоху Возрождения, когда проектирование садов и парков вошло в круг занятий архитекторов, рассматривавших эту задачу с точки зрения архитектурной организации пространства (Вилла д’Эсте в Тиволи, арх. П. Лигорио, 1550-1572 годы; соответствующие главы трактата Л. Б. Альберти «О зодчестве», книга 1-10). С XVII века ландшафтная архитектура становится одной из сфер архитектурной специализации (А. Ленотр, Л. Браун, У. Кент). В XIX веке усиливается социальная роль ландшафтной архитектуры, её элементы включаются в сферу градостроительства (Центральный парк в Нью-Йорке, 1857-1876 годы, ландшафтный архитектор Ф. Л. Олмстед); одним из результатов этого процесса является градостроительная идея «города-сада» Э. Хоуарда (рубеж XIX-XX веков).
В 1-й половине XX века формируется концепция ландшафтной архитектуры модернизма: для неё характерны динамика, контрасты геометрических и органических форм, связь с внутренним пространством здания, активное использование научных достижений [архитекторы Г. Экбо (США), Р. Бурле Маркс и др.], дальнейшее возрастание роли ландшафтной архитектуры в озеленении городов (градостроительная концепция «план Вуазен» для Парижа, 1925 год, архитектор Ле Корбюзье). Под влиянием идей постмодернизма в 1970-е годы происходит переоценка роли ландшафтной архитектуры; в последующие десятилетия усиливаются её связь с лэнд- артом, роль в сохранении и восстановлении окружающей среды; её язык обогащается стилистикой индустриального пейзажа (озеленение железнодорожной эстакады Хай- Лайн в Нью-Йорке, с 2006 года, архитектурное бюро «Field Operations», и территории комплекса водоочистительных сооружений «Брайтуотер» в Сиэтле, с 2006 года, архитектор Дж. Харгривc, и др.).
В России начало развития ландшафтной архитектуры относится к конwe XVIII века, когда в планы городов, разработанные Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, включаются различные схемы озеленения [по плану Москвы (1775 год) планировалось засадить деревьями берега реки Неглинная, создать Бульварное кольцо, разбить Кремлёвский (ныне Александровский) сад]. Принципы пейзажного парка популя ризировал в России Н. А. Львов. Ключевым произведением ландшафтной архитектуры этого периода является пейзажный парк Павловска Ч. Камерона (1779-1786 годы).
В XIX веке в ландшафтной архитектуре находят отражение эклектизм и исторические стили (парк в Ливадии, с 1834 года). Градостроительные идеи «города-сада» (посёлок для служащих Московско-Рязанской железной дороги в Кратове, 1910-е годы, архитектор В. Н. Семёнов) развиваются в направление дезурбанизма 1920-х – начала 1930-х годов, где составляющая ландшафтной архитектуры играла значительная роль (проект социалистического расселения при Магнитогорском комбинате, 1930 год, архитектор И. И. Леонидов). В рамках поворота 1930-х годов к ар деко и неоклассицизму в ландшафтную архитектуру возвращаются элементы регулярного парка (архитектор М. П. Коржев и др.).
Концепция зарубежной ландшафтной архитектуры модернизма повлияла на советскую ландшафтную архитектуру конца 1950-х – 1970-х годов (9-й квартал района Черёмушки, с 1956 год; Олимпийская деревня, 1977-1980 годы, оба – Москва). В этот период в крупных городах создаются лесопарковые зоны (Москва, Екатеринбург и др.), призванные «оздоровить» городскую среду. Произведения ландшафтной архитектуры 1990-х годов обусловлены принципами постмодернизма (реконструкция Манежной площади в Москве, 1996 год). В начале XXI века российская ландшафтная архитектура развивается в русле мировых тенденций; для неё характерно влияние лэнд-арта (Н. В. Полисский), внимание к экологической ситуации, проблемам создания городского общественного пространства (парк «Отрада» в пойме реки Лихоборка в Москве, 2005 год, архитекторы Г. и И. Лихтеровы).
В современной ландшафтной архитектуре формируется тесная связь с направлением экологической архитектуры: объектом работы ландшафтных архитекторов становится не пространство вокруг здания, а само сооружение, причём зелёные насаждения (на фасадах, крышах, в атриумах и пр.) служат для обеспечения естественной вентиляции и охлаждения помещений, фильтрации дождевой воды для её последующего использования и т. д.
Ландшафтная архитектура
Под ландшафтной архитектурой понимается дизайн , планировка и преобразование незастроенного пространства. Сюда входят все открытые пространства, в основном парки, спортивные площадки и места отдыха, общественные места и сады, а также другие открытые пространства в сельской и городской местности. Современная ландшафтная архитектура на научно-технической основе определяет себя как эстетико- художественную дисциплину, центральной целью которой является создание экологически и социально нетронутой среды обитания.
В городском контексте термин « планирование открытого пространства » иногда используется как синоним «ландшафтной архитектуры в городе». При планировании открытого пространства предпринимаются попытки на всех уровнях пространственного планирования, которые важны для зоны поселения, для достижения сбалансированной взаимосвязи между зонами поселения и открытыми пространствами . Их уставная задача обоснована целями территориального планирования и планирования городского землепользования с учетом природы и защиты окружающей среды.
Сфера ренатурации также приобретает все большее значение . Во многих местах демонтируются предыдущие сооружения для выпрямления рек и дамбы. Это служит как для оживления и обогащения местной экосистемы, так и для защиты от наводнений в населенных районах, что, в свою очередь, достигается путем определения подходящих зон удержания.
Исторически ландшафтная архитектура основана на городском зеленом планировании (художественное градостроительство и рационалистическое градостроительство) и региональном ландшафтном развитии ( благоустройство земель и ландшафтное планирование ).
В отличие от архитектуры , пространственно-образующими элементами ландшафтной архитектуры являются растения, покрытия, поверхности, живые изгороди, стены и т. Д., А также топографическое моделирование. Частью этого являются также террасы, недавно созданные кругляшки для персонала с лестницами. Ландшафтные архитектурные пространства постоянно меняются за счет использования динамической растительности и, в отличие от архитектурных пространств, никогда не «завершаются» или их развитие не завершено.
Оглавление
- 1 рассказ
- 2 ландшафтная архитектура сегодня
- 3 Исследования и обучение
- 3.1 Университетские курсы
- 3.2 Университеты прикладных наук
- 4 журнала по ландшафтной архитектуре
- 5 литературы
- 6 веб-ссылок
- 7 индивидуальных доказательств
история
Открытые пространства, зеленые насаждения и открытые пространства существовали во всех европейских городах с древних времен . Исторические корни ландшафтной архитектуры закреплены в истории культуры в ландшафте . Садово – парковое искусство , исторический предшественник ландшафтной архитектуры, ее история развивалась в течение времени , как независимые, особенно в стиле барокко уважаемой форме искусства . Примеры исторически значимых парков – Версальский парк , парк Стоурхед к юго-западу от Лондона, Английский сад в Мюнхене , Центральный парк в Нью-Йорке или Парк де ла Виллет в Париже , все из которых отражают идеалы общества. , ландшафт и природа были спроектированы соответственно.
По наущению либеральной аристократии, а также по инициативе граждан ( Питер Джозеф Ленне , 1824 г.) были созданы первые общественные сады и общественные парки , которые следовали идее английского ландшафтного парка и, прежде всего, были созданы. призван доставлять эстетическое удовольствие.
Рост городов после промышленной революции постепенно и глубоко изменил общее представление о природе и ландшафте. Сельский пейзаж за пределами городов сдвигался все дальше и дальше, и добраться до него было невозможно без усилий и в любое время. Односторонняя претензия на эстетическое удовольствие от зелени и открытых пространств подвергалась все большей критике. Это оказало серьезное влияние на развитие садового искусства и садовой культуры, потому что функциональные требования к ландшафту и саду резко изменились, а художественные проблемы все больше уходили на второй план. С социально-политической целью были созданы зеленые и открытые пространства различного использования.
Аспекты городской гигиены и городской структура были также включены в космической политике открытой призвали на Вагнере , сотрудник городского планирования Берлина. Проблема планирования открытого пространства особенно остро стоит в идее города-сада, разработанной Ховардом (планирование городской структуры).
Самое позднее со времени принятия Афинской хартии планирование открытых пространств было признано в принципе важной частью планирования городского развития.
С начала 20-го века планирование открытых пространств воспринималось в первую очередь как социальная проблема, которая служит здоровью человека и структуре города. После Второй мировой войны были добавлены цели ландшафтной структуры (зеленые коридоры), а должностная инструкция была изменена на ландшафтную архитектуру.
Исторически ландшафтная архитектура – относительно новый термин, особенно в немецкоязычной области, который отличается от исторических терминов садовое искусство или садовая архитектура. Английский садовник Хамфри Рептон первым назвал себя ландшафтным архитектором . Садовый архитектор Фредерик Лоу Олмстед был – согласно Энциклопедии садов – вероятно, первым в США, кто использовал термин ландшафтный архитектор в связи с его работой над Центральным парком в Нью-Йорке в середине 19 века . Ввиду огромных плановых и строительных работ в Нью-Йорке он считал, что «садоводство» слишком ограничивает внимание садом . В 1899 году было основано Американское общество ландшафтных архитекторов ASLA , и несколько десятилетий спустя термин « ландшафтная архитектура» возобладал над термином « садовая архитектура» и в Европе . Ввиду глубоких изменений ландшафта в Европе в 1930-1940-х годах, по мнению экспертов, потребовалась новая профессия, которая была бы не только чисто технической для инженера , единственными структурными аспектами архитектора или исключительно садоводства , но и в целом, за ландшафтом и за дизайном которого следует следить. То же самое относится и к неевропейскому региону.
Ландшафтная архитектура сегодня
Сегодня эстетическим качествам жилой среды снова придается все большее значение, что четко отражено в современной ландшафтной архитектуре. Были добавлены еще две специализации, с одной стороны, цель сохранения природы и управления ландшафтом, а с другой стороны, коммуникативная важность зеленых и открытых пространств.
Планирование открытых пространств по-прежнему трудно противопоставить другим областям муниципальной политики, потому что зеленые и открытые пространства, созданные или защищенные в рамках планирования открытых пространств, обычно не приносят никаких денег. Тем не менее, наблюдается изменение настроений, ориентированных на рынок, поскольку привлекательные открытые пространства все чаще воспринимаются как фактор «мягкого» местоположения и фактор добавления стоимости для развития городской недвижимости.
В Германии модернизация общественных пространств является высшим приоритетом в программах государственного финансирования, таких как программа федерального трансферного офиса «Активные городские и районные центры». В некоторых городах Германии (например, в Мюнхене) законы о дизайне открытых пространств включают планирование ландшафтной архитектуры в процесс утверждения проектов строительства зданий. Награжден Ассоциацией немецких ландшафтных архитекторов (BDLA), то немецкий ландшафтной архитектуры присуждена Премия с 1993 года – с 2011 года под патронажем федерального министра транспорта, строительства и городского развития, который чтит образцовым проектам в дисциплине , которые были реализовано в немецкоязычных странах.
Учеба и обучение
Защищенная работа название ландшафтного архитектора или ландшафтного архитектора может быть использовано только лицами , которые являются зарегистрированными членами палаты архитекторов . Для регистрации обычно требуется соответствующее высшее образование (степень: Dipl.-Ing. Или Master ). Другие имена, такие как B. Планировщики открытых пространств, садовые дизайнеры или дизайнеры, с другой стороны, не защищены законом и поэтому ничего не говорят о профессиональной квалификации владельца.
В немецкоязычных странах ландшафтную архитектуру можно изучать в университетах и техникумах (обычно вместе со второй специализацией по ландшафтному планированию). Кроме того, несколько курсов архитектуры и художественные колледжи предлагают возможности специализации в ландшафтной архитектуре.
Университетские курсы
Университеты прикладных наук
- Анхальтский университет прикладных наук
- Университет прикладных наук Бейт в Берлине
- Эрфуртский университет прикладных наук
- Университет прикладных наук RheinMain (Гейзенхайм)
- Технический университет Оствестфален-Липпе
- Университет прикладных наук Нойбранденбург
- Нюртингенский университет экономики и окружающей среды Гайслингена
- Оснабрюкский университет прикладных наук
- Университет прикладных наук Вайенштефан-Трисдорф
- Университет прикладных наук Рапперсвиль (Швейцария)
Журналы ландшафтной архитектуры
- Anthos – журнал по ландшафтной архитектуре. Один обзор для оплаты. Ast & Fischer Verlag Bern.
- Arch + – журнал по архитектуре и градостроительству. Arch + Verlag Aachen.
- Freiraumgestalter – журнал по проектированию, строительству и меблировке. Издательство Eugen Ulmer Штутгарт.
- Garten + Landschaft – журнал по ландшафтной архитектуре (Die Gartenkunst). Callwey издает Мюнхен.
- Журнал ландшафтной архитектуры (JoLa). Callwey Verlag Мюнхен.
- натрий. Журнал Пейзажа клуба выпускников Мюнхенского технического университета. Самостоятельное издание Мюнхенского технического университета.
- Stadt + Grün (Садовый отдел). Patzer Verlag Ганновер, Берлин.
- Topos – Международное обозрение ландшафтной архитектуры и городского дизайна. Callwey Verlag Мюнхен.
литература
в алфавитном порядке по авторам / редакторам
- Беттина фон Дзембовски, Доминик фон Кениг, Удо Вейлахер (ред.): NEULAND. Изобразительное искусство и ландшафтная архитектура.Birkhäuser Verlag , Базель / Берлин / Бостон 2007, ISBN 978-3-7643-8619-1 .
- Кристоф Жиро : Ландшафтная архитектура вчера и сегодня. Культурная история. Сведения о выпуске, Мюнхен, 2016 г., ISBN 978-3-95553-331-1 .
- Ханс Лойдл, Стефан Бернар: Свободные пространства. Биркхойзер, Базель / Берлин / Бостон 2003, ISBN 3-7643-7012-2 .
- Клаус Ланге: В поисках корней – садовая архитектура между преемственностью и новым началом после 1945 года в ФРГ. В: Die Gartenkunst 29 (1/2017), стр. 155–180.
- Гюнтер Мадер: Планирование открытых пространств. Придомовые сады, зеленые насаждения, городские пейзажи. Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт 2004, ISBN 3-421-03448-6 .
- Мартин Промински: Ландшафтный дизайн. К теории современной ландшафтной архитектуры. Дитрих Раймер, Берлин 2004 г., ISBN 3-496-01307-9 .
- Питер Рид, Либби Хруска (ред.): Groundswell. Построение современного пейзажа. Биркхойзер, Базель / Берлин / Бостон 2005, ISBN 3-7643-7240-0 .
- Удо Вайлахер: В садах. Профили современной европейской ландшафтной архитектуры. Биркхойзер, Базель / Берлин / Бостон 2005, ISBN 3-7643-7084-X .
- Удо Вайлахер: Между ландшафтной архитектурой и лэнд-артом, Биркхойзер, Базель / Берлин / Бостон 1999, ISBN 3-7643-6120-4 .
- Петер Зох (Ред.): Европейская ландшафтная архитектура. Избранные проекты с 2000 года по сегодняшний день. Callwey, Мюнхен, 2003 г., ISBN 3-7667-1655-7 .
- Юлиана Фельдхузен, Себастьян Фельдхузен, изд.: Mensch und Landschaftsarchitektur, JOVIS Verlag Berlin 2019, ISBN 978-3-86859-405-8
Минимализм в ландшафтном дизайне – как оформить участок правильно
Садовый дизайн в стиле минимализм максимально схож с минимализмом в интерьере — все достаточно просто, сдержанно, лаконично, но выразительно. Но, это только на первый взгляд все кажется таким простым, на самом же деле создать “реальный минимализм” в саду довольно сложно. Самое главное — это при минимуме деталей, предметов и их расположения необходимо добиться, чтобы участок, представленный в распоряжение дизайнера, зазвучал. Если же с вашим участком будет работать профессиональный дизайнер и у него получится максимально воссоздать проект сада в стиле минимализма, то за таким садом будет ухаживать очень просто.
Минимализм применяется к участку любого размера, но намного интереснее работать с участками небольшими в 3-8 соток, из которых, за счет знаний и их реализации, можно создать настоящее чудо.
Стиль минимализм, в первую очередь, предназначен для людей, предпочитающих лаконичность и сдержанность, которые окружены современными элементами ландшафтного дизайна.
Выбор ограждения
Чтобы создать ландшафтный дизайн в стиле минимализма лучше отказаться от профнастильных и кирпичных ограждений. Они визуально утяжеляют территорию, уменьшают «свободу» пространства.
Как альтернатива – применение вертикальных планок, приветствуются разнокалиберные – 1 планка -30-40 мм, 2-я – 60-70 мм. Такие заборы выглядят очень стильно и красиво.
Также можно просто установить вертикальные металлические трубы или профиля на одинаковом расстоянии, а пространство между ними засадить кустарниками или другими зелеными растениями.
Как создать живую изгородь — узнайте из нашей статьи «Создание живой изгороди на участке своими руками»
Особенности планировки
Особенности планировки указывают и на особенности стиля, его отличия и положительные характеристики, а также, на некоторые технические данные:
- использование небольшого количества деталей в дизайне;
- соблюдение четких линий и форм каждой постройки, каждого ландшафтного элемента;
- ступени в саду и мощения оригинальной формы — ромбы, треугольники, прочее;
- соблюдение необычных комбинаций элементов, растений, построек в пространстве;
- максимальное выделение из общего вида четкости линий, форм и размеров архитектурных форм;
- зонирование участка за счет различных перепадов отделов участка;
- обязательное разделение облагораживаемого участка на определенные зоны;
- использование для дизайна перепадов рельефа участка, или же создание их искусственно и дальнейшее использование.
Отсутствие бетонной заливки под заезд машины
Для стиля минимализм вместо бетонных площадок или тротуарной плитки используют специальные экопарковки – блоки с выемками под газон.
Фото экопарковки на приусадебном участке
Это позволяет, и засаживать газонную траву, и одновременно парковать автомобиль на участке. Данный вид поверхности обладает устойчивостью к нагрузкам, поэтому выдерживает вес легковых автомобилей.
Характерные черты минимализма, которые нужно соблюдать
Все самые гениальные сооружения очень просто выполнимы в работе. Это правило действует и на создание стиля в саду. К счастью, минимализм не требует больших затрат, в нем участвуют несколько элементов декора и небольшие декоративные части, но на самом деле подобный стиль считается одним из сложных видов дизайна.
Имея под рукой минимальный набор инструментов и территорию участка, все получиться довольно быстро и просто. Этот дизайн однозначно подойдет для занятых людей, поскольку много времени для этого не нужно.
Минимализм подойдет для любого вида участка. Отлично подойдут небольшие участки, поскольку это стиль сдержанности, лаконичности. Здесь не нужно использовать декоративные статуэтки и большое количество насаждений. В нем применяется минимальное количество элементов декора.
Вам будет интересно: Как сделать минисад в горшке, чемодане или аквариуме: фото примеры и видео-уроки
Используется симметричность в высадке кустов, регулярность посадки сорта того или иного растения, а также геометрические фигуры, которые могут быть сформированы из кустов растений, применены в выкладывании дорожек в саду.
Минимализм в оформлении дорожек
Для ландшафтного дизайна в стиле минимализма характерно применение двух видов дорожек. Первый вариант – использование отдельно стоящих плиток, отлитых из бетона.
Сначала делают опалубку, отливают ступеньки, устанавливают их в выбранном месте. Примерное расстояние между лесенками делают 28-30 см, ширина ступени – 38 см, а длина – 50 см. Такой вариант дорожки гарантирует удобное перемещение. При желании поверхность бетонных плиток можно покрыть декоративной каменной крошкой. Пространство между ступеньками засыпается красивой галькой или засаживается газонной травой.
Фото садовой дорожки из террасной доски
Второй вариант создания дорожек – применение своеобразных мостиков, которые возвышаются над землей примерно на 10-15 см. Состоят они из свайного винтового фундамента, обвязки из бруса, сверху стелют террасную доску.
Больше о газонах узнайте из нашей статьи «Газон — обязательный атрибут вашего сада»
Скульптуры, мебель и материалы
Материалов в этом типе ландшафта не должно быть много. Лучшим решением будет выбрать два или три основных, а затем использовать их для отделки, мощения и украшения. Прекрасным выбором могут стать гладкий, отполированный камень и бетон. Их неяркие цвета идеально соответствуют стилистическим требованиям, а мощение подчеркивает простоту этого дизайна.
Все объекты, расположенные на этом ландшафте, должны выполнять практические задачи. Например, для вертикального озеленения не устанавливаются специальные опоры, вьющиеся растения размещают на уже существующих строениях. Скульптуры, если они присутствуют, выполняются в виде футуристических и абстрактных форм. Для их изготовления выбирают камень и металл. Иногда в подобных ландшафтах можно встретить и просто крупные каменные глыбы интересной формы, расположенные отдельно друг от друга.
Основная сложность в подборе садовой мебели для такого ландшафта заключается в необходимости подчеркнуть обособленность каждой вещи, сохранив целостность композиции. Добиться этого можно, если применять традиционные для этого направления материалы – камень, пластик и дерево, и выбирать только те предметы, которые действительно необходимы. Конечно же, все они должны быть выполнены в едином стиле.
Галечная дренажная система
Дренажная система, созданная из бетонных коробов и засыпанная декоративной галькой.
Дренажная система из белой гальки с геометрически правильными формами – новое слово в оформлении ландшафтного дизайна в стиле минимализма. Главное – создать правильный уклон, чтобы вода не застаивалась. Такой дренаж поглощает звук, отличается экологичностью, эстетичным внешним видом.
Немного о минимализме
Минимализм (от латинского minimus — наименьший) – скорее не отдельный стиль, а направление в современном искусстве 20-21 столетий. Для него характерна простота форм, ограниченное число компонентов, геометрические формы, натуральная цветовая палитра.
Ранние предпосылки рассматриваемого стиля можно увидеть в конструктивизме начала прошлого столетия. Образовавшееся в Лейдене в 1917 году общество художников De Stijl (Стиль нидерл.) вывело концепцию нового стиля – ясность, конкретность, инженерная чистота. Данные принципы получили отзыв у художников, архитекторов, скульпторов. Однако самое большое влияние на возникновение минимализма оказала японская культура и дизайн. Её тенденции проникли на запад после Второй мировой войны. На тот момент были неактуальными насыщенность декоративными компонентами, а внедрение новых технологий, развитие новых философских течений диктовали воплощение в дизайне. Для известных архитекторов того времени девизами стали «Меньше, значит больше» и «Делать больше при меньших затратах».
Простота, строгие формы, сочетание природных цветов – характерные черты современного минимализма. Задача дизайнера – создание композиции без лишних элементов. Участок должен быть функциональным. Добиться такого результата можно используя чёткие геометрические формы, продуманное освещение. Но геометрия здесь не означает симметрию. Акцент на строгой композиции. Минимализм в ландшафтном дизайне – это аккуратность, ухоженность, функциональность и элегантность.
История и описание стиля
История минимализма зародилась в начале ХХ века, когда общество устало от вычурности и роскоши модернизма, и было готово к новым тенденциям в дизайне, менее броским и более лаконичным.
Знаете ли вы? За восстановление дизайна сада при поместье Шам-де-Батай известный французский декоратор Жак Гарсиа был удостоен специального ордена за заслуги перед сельским хозяйством.
В это же время появились такие направления, как функционализм, рационализм и конструктивизм, которые полностью отвечали потребностям в простоте и функциональности. Предпочтение отдавалось чётким прямоугольным формам. Преобладающими цветами были синий, красный, жёлтый, чёрный и белый.
Чуть позже сформировался такой стиль, как минимализм, который тоже отличается чёткостью форм и отсутствием лишних деталей, но он менее грубый, а его основные цвета — более нежные и приглушённые. Он идеально подходит для небольших территорий, которые нужно визуально расширить. Дизайнеры придерживаются мнения, что желательно оформлять экстерьер и интерьер дома, а также ландшафт участка в одном стиле, чтобы все элементы гармонично сочетались. Специалисты-декораторы часто делают выбор в пользу минимализма, ведь он подходит и для помещений, и для придомовых территорий.
Какие растения выбрать для сада
В минимализме задача растений, в первую очередь, не в украшении сада, а в создании целостной композиции. Они могут быть максимально незаметными, но при этом должны объединять разные элементы в одну целостную картину и сглаживать контрасты.
Растения для оформления сада в этом стиле, как правило, соответствуют таким требованиям:
- имеют выразительную форму кроны, которую необходимо регулярно подстригать, формируя геометрические фигуры, хорошо вписывающиеся в общую картину;
- являются не очень яркими, желательно голубовато-зелёных оттенков;
- могут подчёркивать перепады высот (рододендроны и спиреи);
- образуют зелёные стены (дикий виноград или плющ).
Наиболее подходящими растениями для минималистических композиций ландшафтные дизайнеры признали можжевельник, тую, кипарис и клён.
Вместо классических клумб цветы можно высаживать в бетонные или деревянные контейнеры. Допустимы белый, жёлтый, розовый и лиловый цвета лепестков, но это должны быть мелкие неброские соцветия в небольших количествах, удачно сочетаться с другими элементами композиции. Газон для этого стиля больше всего подходит партерный, но он требует очень много внимания. Если же вы не хотите тратить своё время на уход за лужайкой, лучше оформить зону гравием, что будет смотреться ничуть не хуже.
Сад в стиле минимализм, ландшафтный дизайн, фото
«Беру камень и отсекаю лишнее», говорил, по слухам, гениальный Микеланджело. Он не был минималистом, но, предвосхитив историю, сформулировал кредо этого стиля: минимализм – «отсечение» лишнего. И в архитектуре, и в промышленном дизайне, и в моде… И в ландшафтном искусстве.
Ландшафтный дизайн в стиле минимализм
Истоки и становление стиля
В XX веке прошлого столетия в искусстве и в архитектуре произошел переворот. Загадочный, претенциозный модернизм уступил под натиском новых течений – функционализма, конструктивизма, рационализма. Все эти «измы» в свою очередь стали откликом на переворот промышленно-технический. Ведь в считаные годы мир наводнили автомобили, взмыли в небо самолеты, появились новейшие приспособления для связи.
А вместе с тем изменился жизненный темп и упростились формы. Там и тут возводились кубические, лишенные привычного декора дома, живопись потеснили плакаты, мебель приобретала все более утилитарный и упрощенный вид.
Новое поколение дизайнеров выступало за эстетический пуризм, конкретику и четкость форм. Главной линией провозглашался прямой угол, красками – синий, красный, желтый цвета с черно-белыми добавками. Все остальное первые минималисты называли необязательным и даже лишним, буржуазным.
Конечно, на протяжении века сформировавшийся стиль претерпел изменения, стал менее грубым и более фешенебельным, приобрел новые черты… А также миллионы поклонников среди всех контингентов и категорий домовладельцев.
Преимущества стиля и планировка участка
В чем причина популярности садового минимализма?
– Во-первых, это модно, свежо и практично.
– Во-вторых, подобный дизайн подходит даже самому миниатюрному участку.Минимализм прекрасно контактирует с урбанистической архитектурой, а потому особенно эффектно, по-деловому смотрится в городе, у таунхаусов и коттеджей. В конце концов, минималистический сад не требует больших затрат ни на обустройство, ни на уход.
Важная задача минимализма – сохранение, приумножение простора. Это значит, переходы между зонами участка должны быть символическими, малозаметными, а массивные заборы и другие «пожиратели» пространства вовсе исключаются.
Дорожками тоже не следует злоупотреблять: минималистический сад обязан смотреться целостно, читаться, как единый сюжет.
Между прочим, открытость и отсутствие барьеров делают такой участок идеальным для организации спортивных площадок Можно «замахнуться» даже на поле для гольфа – почему бы и нет, коль метраж позволяет?
Если есть необходимость в подпорных стенах, рекомендуем устроить габионы. Их сетчатые полости можно засыпать не только камнями, но спилами, обломками кирпича или обрезками деревьев – любым материалом, который будет гармонировать с фактурами участка. Выразительно и даже элегантно стенки-габионы смотрятся на фоне ровных и чистых минималистических газонов. Впрочем, габион не испортит даже зону отдыха: каменно-каркасными конструкциями можно оформить уличный камин или сделать из них опору для скамейки.
Черты минимализма в ландшафтном дизайне
Философия стиля призывает ограничиться элементарным количеством средств. Если речь о материалах, то их должно быть не более 3-4, то же относится к растительной и цветовой палитре.
Материалы и устройство сада
Главное требование к отделке – она не должна быть слишком броской.
Что же предлагает минимализм?
- Древесина. Из нее мастерят настилы, контейнеры для зелени и дорожки, а также беседки и скамейки спартанского вида.
К слову. Мощеных площадок в минималистическом саду, как правило, несколько. - Бетон – используется, главным образом для покрытия площадок или патио.
- Крупные плиты и камень – альтернатива бетону.
Надо сказать, отполированный бетон и гладкий камень –классический тандем для оформления сада в минималистическом духе. - Гравий – применяют для отсыпки, которая является самостоятельным декоративным компонентом.
- Неглазурованная керамика – контейнеры для цветов и садовые модули могут быть из этого непритязательного материала.
- Металл и стекло – из них выполняются детали, декоративные аксессуары (скажем, скульптура), уличные фонари и садовые бра.
Как видите, ассортимент сырья не так уж и скуден, но, памятуя о стилевом аскетизме, выбрать из него необходимо 3-4 вида.
Малые архитектурные формы в минималистическом саду
Веранда или беседка – универсальный вид МАФа на минималистическом участке. Чаще всего это простейший навес, задняя стена которого состоит из шпалеры с ползучей зеленью. Отлично, если несколько МАФов объединяются в один, строгих очертаний комплекс: допустим, беседка сочетается с площадкой для барбекю.
Между домом и садом, над зоной отдыха возможна пергола – лаконичная, с граненым, выразительным контуром, из реек, решетки или раздвижных ламелей.
Ступени, при помощи которых участок-студию зонируют, могут расходиться веером, располагаться винтообразно, наискосок, быть как прямыми, так и треугольными, ромбовидными.И для лестницы, и для площадки материал выбирают один, чтобы не нарушить принцип композиционности.
Водоем. Не подойдут ни классический фонтан, ни природное озерцо, ни деревенский став, ни бассейн причудливой формы.
У минималистического водоема подчеркнуто рукотворный, геометрический облик: его не спутаешь с естественным прудом. Из-за абсолютно правильной формы (квадрат, прямоугольник, овал, круг) с точными, резко очерченными краями, такой водоем больше всего напоминает зеркало. Именно гладкость и выразительность – украшения минималистического бассейна, а не камешки, мостики и островки. При этом резервуар может быть не только вровень с рельефом, но и выступать над ним, образуя подиум.
Краски минималистического пейзажа
Форма, которой минимализм «поклоняется», превалирует также над цветом. Краски на таком участке исполняют не первую скрипку, уступая линиям и фактурам.
Серый, земляной, коричневый, песочный, серебристый, терракотовый – такова типичная палитра минималистического ландшафта, если не считать, конечно, пятна зелени.
Красочных акцентов тоже немного – 2-3. Да и те не должны выбиваться из строгой стилистики, быть неумеренно яркими.
Растительность в минималистическом саду
Функция растений на участке в стиле минимализм – не фокусировать внимание, а объединять различные зоны в общую архитектонику.
Деревья и кустарники выбирают, ориентируясь в первую очередь на их размер и форму кроны.
Кусты (форзиция, родедендрон, спирея) высаживают, чтобы смягчить углы и перепады. А вертикальными акцентами могут выступать кипарисы, колоновидные туи, голубые ели, каштаны или клены. Следует учесть, что посредине участка деревья высаживают редко, дабы не терять пространство, а подножия крупных растений часто засыпают галькой, гравием, корой или хвойной мульчей.
Газоны из травянисто-злаковой смеси нередко тоже сочетаются с отсыпкой из гравия либо из щепы.Такое дополнение – не просто подходящий, а единственный декор для минималистического газона, никаких других этот стиль не предусматривает.
Кстати, если вы решились на партерный газон, то будьте готовы регулярно его подстригать: минимализм не терпит неопрятности.
Вертикальное озеленение – характерный трюк для небольшого, скупого на растительность сада. Особенно если требуется закрыть примыкающую к нему постройку. Правда, использовать при этом следует не специальные шпалеры, а уже имеющиеся опоры – стену дома, например.
Для вертикального озеленения дизайнеры рекомендуют растения со сдержанной текстурой и не слишком цветистыми листьями – хмель, актинидию, девичий виноград, лимонник.
Моноклумбы – хороший способ сделать минималистический ландшафт еще более стильным, харизматичным. Это небольшие куртины с монохромными растениями одного вида, к примеру, только из хост или суккулентов.
Контейнерные композиции – не менее популярный метод декорирования минималистического участка. В качестве посудин используют бетонные емкости квадратной, шаровидной, цилиндрической форм, контейнеры из терракоты или деревянные ящики.
В подобных секциях и выращивают цветы – роджерсию, шнитт-лук, бузульник, канны, бархатцы, астильбу, люпины, ирисы, хризантемы. Заметьте: не все сразу, а буквально пару видов. Удел цветов в саду, где законы диктует минимализм, – акцентировать участок, делать его чуть динамичней и многозвучней.
Мебель и декор для сада в стиле минимализм
Предметы мебели просты, прагматичны, немногочисленны.Скамейка – плоская, прямая поперечина, опирающая на кубы или контейнеры с травой. Кресла-качалки, праздные лежанки, лавочки с выгнутыми спинками в мировоззрение минимализма не вписываются. Но в зоне отдыха можно расставить не громоздкие, современные стулья, шезлонги и столики из алюминия либо пластмассы.
Что касается деталей украшения, то, собственно, все элементы сада являются его декором: мощение и отсыпка, кубы, шары и прямоугольники контейнеров, водоемов и стриженых крон.
Ну а что, спросите вы, позволено помимо этого?
Как ни странно, многое. Сад в стиле минимализм можно украсить футуристическими скульптурами, абстрактными инсталляциями, зеркалами, хай-тековскими светильниками и просто крупными каменными глыбами. Кстати, сочетание камня и зеркальных вставок создает ошеломляющий эффект, не изменяя при этом принципам простоты и лаконичности.
Наводя красоту на участке, имейте в виду, что откровенно декоративных предметов должно быть немного, как соли в пище. И что каждая такая вещь обязана быть отчетливой, заметной, а еще служить связующим звеном между остальными объектами сада.
Новейший, нескучный минимализм
Помните, вначале мы сказали, что на протяжении XX века минимализм дополнился некоторыми свойствами?
Источниками, обогатившими минималистическое направление в ландшафтном дизайне, стали скандинавский и японский образ жизни.
Первый рассматривает частный ландшафт как продолжение окружающей природы и делает упор на консервативные, «живые» материалы. Скандинавский сад – это более экологичный и естественный вариант традиционного минимализма с обилием природных, необработанных валунов, коряг и хвойников.
Японский способ планировки и устройства участка прельщает своей глубокой философской подоплекой. Европейский минимализм перенял у японского сада любовь к каменным россыпям, асимметрию, бонсаи в керамических горшках.
Иными словами, сад в стиле минимализма можно устроить не только по хрестоматийному, стереотипному образцу. А придать ему, допустим, скандинавской искренности или педантичного японского изящества, разнообразить чертами индастриал-стиля либо хай-тека.
В сущности, минимализм сегодня – это холст, в который, при желании, легко добавлять штрихи и подробности, делать его ярче и оригинальней.