Как прозвонить (проверить) тэн стиральной машины?

Как проверить ТЭН на стиральной машине?

  1. Как работает?
  2. Где располагается?
  3. Диагностика
  4. Причины отгорания ТЭНа
  5. Как проверить на пробой?
  6. Как определить показания сопротивления?

ТЭН – по-простому, мощный кипятильник – нагревательный прибор, позволяющий поднять температуру воды до +40 и более градусов. Стиральные машины-автомат (СМА) выдерживают без проблем стирку даже при почти ста градусах. Но при неисправном ТЭНе нагрева не будет.

Как работает?

ТЭН – деталь, нагревающаяся за счёт внутренней спирали. Последняя расположена в толще прессованного теплопроводящего изолятора. И то и другое помещено в герметичный стальной кожух. Современные технологии дают возможность запрессовывать в ТЭН не одну, а 2–3 спирали.

Прошли времена, когда единственная толстая по сечению спираль, по параметрам напоминающая обычную открытую, соприкасающуюся с воздухом в помещении, упаковывалась в такой кожух.

Спирали из нихрома могут быть очень тонкими – до 0,25 мм, а их электрическая длина уменьшена за счёт не очень плотного прилегания витков. Снижается их внутреннее сопротивление, и такой ТЭН в сухом состоянии раскаляется докрасна. Но в воде такого не происходит – спираль своевременно охлаждается. Схема подключения – к сети 220 вольт через термостат.

Где располагается?

Разместившись внутри барабанного бака, кипятильник чаще всего расположен как можно ниже. Это даст воде нагреться предельно быстро. Мощность кипятильника достигает двух киловатт – почти как в мощном электрочайнике.

Чтобы найти ТЭН, воспользуйтесь следующими методами.

  • Проверьте пространство за задней панелью стиральной машины. Задняя стенка, отличающаяся большой площадью, скрывает кипятильник за собой. Эта стенка снимается легче остальных (передней, верхней, нижней и боковых). При отсутствии выводов кипятильника и проводов, подходящих к нему, в этом месте закрыть крышку можно легко.
  • Допустимо СМА наклонить набок и посмотреть в сторону днища.
  • Люк барабана достаточно велик, чтобы, открыв его, заглянуть внутрь стирального отсека. Включив фонарик, вы легко обнаружите кипятильник. Он может оказаться ближе как к передней панели, так и к задней стенке.

Чтобы проверить ТЭН на работоспособность, вытаскивать его незачем.

Диагностика

Предварительные проверки не требуют измерительного прибора – они осуществляются косвенно. Имея представление о том, как функционирует и сколько потребляет тот или иной узел, в какой последовательности устройства стиральной машины задействуются, методом исключения легко определить, что именно неисправно. ТЭН определяется на неисправность в момент, когда СМА задействует нагрев воды. Проявления неисправности кипятильника могут быть следующими.

  • Слишком долгое нагревание воды. СМА запускается, все детали и узлы работают. Но нагрев воды до +60 градусов происходит не за 5 (при условии, что вода из водопровода ледяная, стирка белья происходит зимой) минут, а, скажем, за полчаса. Всё это время барабан стоит на месте.
  • Прикасаясь к металлическим стенкам стиральной машины, пользователь ощущает, что его бьёт током. Устройство защитного отключения (УЗО) при этом срабатывает, выключая питание по утечке тока (достаточно лишь значения более 1 миллиампера, чтобы свет в комнате, где работает СМА, погас).

При невозможности точно проверить, отчего срабатывает защитное отключение электричества, есть смысл пригласить электрика.

Косвенные способы неисправного кипятильника определяются и иначе.

  1. По наличию тёмных точек на внешнем покрытии ТЭНа. Это говорит о его пробое. Чтобы удалить накипь, скрывающую эти пятна, воспользуйтесь водой, настоянной на лимонных или апельсиновых шкурках, доведённой до кипения.
  2. Запустите стирку белья при более чем +90 градусах. Проследите, насколько быстро счётчик отсчитывает потребляемые ватты. При быстром отсчёте (например, 100 Вт не более, чем за 3… 5 минут) ТЭН работает на полную мощность.
  3. Попробуйте найти обрыв или замыкание, используя контрольную лампочку или индикаторную отвёртку. В качестве такой лампочки используют газоразрядную «неонку», вынутую из любого нагревательного прибора, отработавшего свой ресурс. Чтобы она слегка засветилась при присоединении к токоведущему контакту или корпусу кипятильника, необходимо дотронуться до её второго вывода. Обрыв происходит, например, при скачке напряжения. При обрыве, отгорании участка спирали СМА застопорится на этапе подогрева, либо цикл стирки не будет запущен.
  4. Определите, нет ли на кипятильнике вздутий, царапин или иных повреждений. Зачастую там, где это случилось, ТЭН и отгорает.
  5. Стекло люка не подогрето – это свидетельствует о холодной воде.
  6. На одежде остались нерастворённые частицы стирального порошка, а постиранное бельё приобрело застоявшийся запах.

Второй и четвёртый способы хороши для тех, кто до приезда специалиста не желает разбирать стиральную машину.

Наиболее продвинутые модели стиральных машин отобразят код ошибки (из десятков возможных по инструкции), наиболее точно свидетельствующий о конкретной поломке, признаки которой также указаны в инструкции и «привязаны» к отдельно взятым значениям, высвечивающимся на экране.

Если дисплея нет – о поломке могут свидетельствовать разные режимы мигания, мерцания, свечения светодиодов.

Причины отгорания ТЭНа

  • Машинка случайно могла запустить подогрев кипятильника без воды. Но такие сбои – редкость, происходят они после долгих лет безотказной эксплуатации, когда программная часть отказывает всё чаще. Такое состояние, если ТЭН раскалился «насухую», чревато как его взрывом, так и пожаром – избыточный жар может нагреть барабан и другие, окружающие кипятильник детали и узлы машинки. Случаев самовозгорания неправильно работающей стиральной машины от перекалённого ТЭНа почти нет.
  • При пробое ТЭНа спираль касается кожуха нагревателя в двух местах, и её электрическая длина стала короче. Перекалённый ТЭН перегрузит сеть, скажем, как 4-киловаттная спираль, раскалится до ярко-оранжевого цвета. То, что осталось от спирали, быстро сгорит – нихром расплавляется при +1400 градусах.
  • Машину постоянно «гоняли» на предельной температуре стирки. Спираль от этого быстрее изнашивается.
  • СМА как-либо использовали не по назначению – например, чтобы быстро нагреть 2… 3 ведра воды (сколько помещается в барабан). Сливной шланг при этом выводился в бак для горячей воды.
Читайте также:
Как избавиться от моли на кухне навсегда за 5 шагов

Как снять?

Снимать полностью кипятильник не обязательно, если он не нуждается в замене. Зачастую бывает, что проблема не в нём, но проверить его всё же надо. Отсоедините провода с токоведущих контактов, уходящих вглубь кипятильника. Не забудьте их расположение – перед отключением лучше сделать один или несколько фотоснимков на смартфон.

Как прозвонить?

Для проверки годности электроспирали в кипятильнике прозвоните электрическую цепь, приложив щупы к контактам. В норме сопротивление покажет 20–50 Ом. Если показания стремятся к бесконечности либо больше 100 Ом, кипятильник считается неисправным. Бесконечное сопротивление однозначно укажет на обрыв.

Диапазон измерений – самый низкий (до 200 Ом), более наглядно кипятильник проверяется в режиме зуммера.

Как проверить на пробой?

Тестирование на пробой – проверка сопротивления изоляции. В идеале изоляция не должна быть менее нескольких мегаом. Проверка на пробой в любом из мест проводится при ударах током от корпуса СМА и/или при срабатывании УЗО. Один щуп мультиметра прикладывают к любому из контактов, второй – к корпусу кипятильника. Сопротивление ниже 20 Ом, стремящееся к нулю, укажет на корпусное замыкание. ТЭН, «пробитый» на корпус, нельзя использовать.

Пробой случается при выгорании от нагревающейся спирали слоя диэлектрика, которыми могут служить кварц, слюда, жаропрочная и жаростойкая глина вроде той, из которой делают огнеупорные кирпичи и так далее.

Этот изолятор заполняет всю внутреннюю свободную часть кипятильника, не давая спирали соприкасаться с наружным стальным кожухом.

Профессионалы используют мега- и гигаомметры, работающие при питающем напряжении 500–2500 вольт. Рядовому потребителю эти высоковольтные тестеры доступны далеко не всегда. Пользоваться ими рекомендуется в диэлектрических перчатках.

Проверка на пробой и тестером, и мегаомметром осуществляется на стиральной машине с обязательным отсоединением клемм и обесточиванием всего агрегата; при этом защита от поражения током не потребуется.

Дело в том, что обычные тестеры выдают лишь напряжение до нескольких вольт – оно не опасно для незащищённых рук, если те не имеют ран. Включить тестер рекомендуется на самый высокий диапазон измерений – до 2 МОм.

Как определить показания сопротивления?

Для проверки кипятильника потребуется расчёт сопротивления по следующему алгоритму, опирающемуся на школьный курс физики.

  • Напряжение в сети – порядка 220 В.
  • Мощность кипятильника указана в инструкции к данной стиральной машине.
  • Вычислить сопротивление можно, разделив квадрат значения напряжения на заявленную мощность. Так, для мощности в 1800 Вт сопротивление спирали составит 26,8 Ом. Если на приборе отобразилось именно это (или ближайшее к нему) значение, то исправность ТЭНа очевидна.

Это и есть рабочее сопротивление кипятильника. Именно оно и определяет силу тока, нагружающую электрическую линию, подходящую к стиральной машине – без учёта энергопотребления от остальных блоков и узлов агрегата.

Все вышеперечисленные способы проверки ТЭНа сработают с любыми нагревательными приборами, где он применяется – от утюгов до сушилок для белья.

ТЭН проверить очень просто. Даже без прибора можно с большой долей вероятности выявить, что сломался именно он. Замена повреждённого кипятильника – ещё более простой шаг, чем его диагностика.

Способы проверки ТЭНа смотрите в видео.

Как проверить (прозвонить) ТЭН?

Приветствую вас, уважаемые читатели сайта elektrik-sam.info!

В этой статье мы подробно рассмотрим, как своими руками можно проверить исправность ТЭНа — нагревательного элемента.

В настоящее время в быту широко применяются водонагревательные приборы. Это — стиральные машины, электрочайники , электроплиты, бойлеры, и другие приборы.

Во всех этих приборах нагрев воды происходит при помощи ТЭНа — трубчатого электронагревателя.

Внутри ТЭНа находится проволочная спираль с высоким удельным электрическим сопротивлением, которая при прохождении по ней электрического тока нагревается.

Пространство между спиралью и корпусом ТЭНа заполнено электроизоляционным наполнителем с высокой теплопроводностью, который хорошо проводит тепло.

Когда электронагревательные приборы перестают нагревать воду, чаще всего виной этому — выход из строя ТЭНа.

Итак, как проверить ТЭН?

1. Перед проверкой необходимо рассчитать сопротивление ТЭНа. Для этого необходимо знать его мощность. Она обычно указывается на корпусе прибора и в паспорте к нему.

Зная мощность, рассчитываем ток, протекающий через ТЭН — это отношение мощности к напряжению электросети (220В):

I=P/U, Ампер.

После расчета тока, определяем сопротивление: отношение напряжения (220В) к току:

R=U/I, Ом.

Либо же можно сразу рассчитать сопротивление по следующей формуле:

Читайте также:
Канализация при высоком уровне грунтовых вод: материалы и устройство

R=U²/P, Ом.

Предположим, что у нас ТЭН мощностью 2000 Вт (2 кВт), напряжение питающей сети 220В, подставляя эти значения в формулу, получим:

Т.е. напряжение подставляем в Вольтах, мощность в Ваттах — сопротивление получаем в Омах.

2. Теперь приступаем непосредственно к проверке ТЭНа мультиметром (тестером).

Перед проведением измерений необходимо отключить электроприбор от питающей электросети и отсоединить провода от разъемов ТЭНа.

Переводим мультиметр в режим измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом.

Касаемся щупами мультиметра к клеммам ТЭНа:

— если ТЭН исправен, то прибор должен показывать сопротивление, близкое к расчетному.

— если показывает ноль — значит замыкание внутри ТЭНа и его надо заменить.

— если показывает 1 (единицу) — обрыв ТЭНа и тоже замена (стрелочный тестер покажет ∞).

3. После этого проверяем пробой ТЭНа на корпус.

Переключатель прибора переводим в режим прозвонки «зуммер». Один щуп прибора подключаем к выводу ТЭНа, второй к корпусу ТЭНа (можно к клемме подключения заземления на ТЭНе).

Если пробоя на корпус нет — зуммер мультиметра не должен пищать.

Если зуммер пищит — значит ТЭН имеет пробой на корпус и требует замены.

Таким вот несложным способом можно проверить исправность трубчатого электронагревателя — ТЭНа с помощью мультиметра.

4. Но также возможен случай, когда изоляция ТЭНа со временем начинает портиться и возникает ток утечки на корпус. В этом случае для измерения сопротивления изоляции ТЭНа понадобится мегаомметр.

Если в цепи с ТЭНом установлено УЗО, то в случае ухудшениия или старения изоляции, ток утечки может может достигать величины, достаточной для срабатывания этого УЗО. Как я уже подробно объяснял в курсе по аппаратам защиты, УЗО может начать срабатывать, начиная с половины значения номинального отключающего дифференциального тока:
— от 5 мА для УЗО с уставкой 10 мА;
— от 15 мА для УЗО с уставкой 30 мА.

Мультиметр этого не покажет, поскольку нет короткого замыкания на корпус.

Также вы можете посмотреть, как проверить ТЭН в видеоформате:

Подпишитесь на мой канал на YouTue, и первым получайте доступ к новым видео по электрике.

Если видео было для Вас полезным, не забудьте нажать НРАВИТСЯ.

Также рекомендую прочитать:

Проходные выключатели схема без ответвительной коробки

Как выбрать квартирный электрощит

Что еще почитать?

  • Как подключить двухклавишный выключатель?
  • Управление освещением — принципы
  • Схема проект электрощита — исходные данные
  • Схема подключения резервного генератора к дому
  • Схема подключения автоматического выключателя
  • УЗО противопожарное — для чего и зачем

    все понятно, кроме замыкание внутри тена когда сопротимвление = 0…обьясните пожалуста ..

    Внутри ТЭНа находится проволочная спираль с высоким удельным электрическим сопротивлением, которая при прохождении по ней электрического тока нагревается.

    Пространство между спиралью и корпусом ТЭНа заполнено электроизоляционным наполнителем с высокой теплопроводностью, который хорошо проводит тепло.

    Когда ТЭН исправен, его сопротивление должно быть близко к расчетному.

    Когда происходит замыкание витков спирали ТЭНа, его сопротивление уменьшается и близко к нулю.

    Спасибо, всё написано доступным языком.

    Благодарю автора за предоставленнные статьи и видеоинструкции. Хотя я и имею инженерное образование, но получал его от такого «препода», который не знал к каким клемам подключить сварочный аппарат, когда он позвал нас сварить ему гаражные ворота. Сейчас вижу, что простые общеизвестные формулы можно и нужно применять на практике, в домашних условиях и не бояться, что замкнешь или напартачишь. Главное получать знания от практиков, и что не маловажно, от таких которые могут доходчиво объяснить, что вопросов не остается.

    При прозвонке ТЭНа мультиметр издает короткий писк, сопротивление порядка 400 — 500 Ом, которое стремительно возрастает до бесконечности. При периодической проверке сопротивление стремится к бесконечности. После интервала в 30-4- секунд и более история повторяется (короткий писк при начале измерения и возрастание сопротивления). При работе выбивает УЗО на шнуре водонагревателя и диф. автомат в щите. Произвел разборку, очистил ТЭНы (была ржавчина и накипь) — результата не дало. Что можете посоветовать?

    Вы измеряете сопротивление или прозваниваете в режиме зуммера? Похоже, Вам необходимо заменить ТЭН. А выбивает УЗО и с ним диф. на вводе, поскольку у них нет селективности.

    если показывает 1 (единицу) — обрыв ТЭНа и тоже замена (стрелочный тестер покажет ∞). Объясните пожалуйста.

    Когда спираль ТЭНа перегорает, цепь разрывается и по ней перестает протекать ток. Т.е. в цепи — обрыв.
    Мультиметр в этом случае показывает 1 (единицу), а стрелочный тестер — ∞ (бесконечность).

    Спасибо автору за доходчивое объяснение. Сам имею вышку по энергетике, только силовым сетям (основная сеть). Практики было мало по эксплуатации электрооборудования. Сейчас понадобилось. И очень благодарен, что все автор разложил по полочкам. Еще раз спасибо.

    Пожалуйста, рад, что информация пригодилась!

    Д. день такая же проблема как и под №6, только тен выдает 18 Ом. На корпус не звонится, как и должно быть. Но УЗО в щитке и на шнурке сразу вышибает оба при включнии. Ума не приложу при каких условиях такое может быть. Два года без проблем.

    Читайте также:
    Как крепить к гипсокартону панели пвх стеновые 960 48

    Здравствуйте. УЗО срабатывает, если в цепи есть утечка тока. Причина может быть не только в ТЭНе. Влажная среда — смотрите нет ли влаги.

    Если есть возможность, проверьте мегаометром сопротивление изоляции ТЭНа. При наличии тока утечки УЗО будет срабатывать.

    Выбивают оба УЗО, т.к. нет селективности по времени,так и будет при наличии утечки — будут выбивать оба, либо вышестоящее.

    Попробуйте проверить всю эл.цепь бойлера до вилки.
    Не поможет, попробуйте заменить ТЭН.

    Здравствуйте. Спасибо за статью помогла разобраться в том, что тэн не сгорел, но к сожалению не смог решить проблему с бойлером. Попробую описать проблему и буду рад есть посоветуете где «копать».
    Бойлер Timberk с 2-мя тенами каждый по 1Kw. На каждый тэн свой выключатель 1 и 2. При включении 1 все работает… т.е. нагрев идет и поддержание температуры термостатом. Но если включить 2 тэн (даже без 1-го) через 3-4 секунды выбивает УЗО которое стоит на вилке бойлера.
    Думал, что сгорел или замкнул тэн… разобрал бойлер, нашел Вашу статью, отключил провода. Без подключенного тэна N2 если включить УЗО не выбивает, но и сопротивление он дает верное и «зуммер» не пищит на корпус тэна… Я в ступоре…может есть идеи куда еще «копать»…. Заранее благодарен.
    PS: сам тэн N2 еще из бойлера не вытаскивал.

    Попробуйте проверить сопротивление изоляции ТЭНа мегаомметром.
    УЗО может начать срабатывать, начиная с половины значения номинального отключающего дифференциального тока:
    — от 5 мА для УЗО с уставкой 10 мА;
    — от 15 мА для УЗО с уставкой 30 мА.

    Спасибо Вам большое. Все дело было утечке через поврежденную изоляцию. На снятом ТЭНе получилось 4.4мА. Вот почему выбивало УЗО с задержкой в 3-4 сек. ТЭН заменил все стало ОК.
    Но созрел еще один вопрос. Оригинального ТЭНа я не нашел и купил похожий (но на 1.3 Кв). То, что он немного мощнее это я думаю особо не страшно, быстрее будет греть, но вот в конструкции он отличается.
    Попробую объяснить.
    Старый ТЭН имеет трубку для термометра выше чем сам нагревательный элемент(НЭ), а новый имеет НЭ длинной как раз как старая трубка для термометра (т.к. он мощнее), а также новый ТЭН имеет 2 трубки для термометра разного диаметра, причем разного 4мм и 6мм. Та которая 4мм выше чем 6мм, но ниже на 1/3 чем в старом ТЭНе, а та которая на 6мм так вообще посередине ТЭНа заканчивается.
    Но на старом трубка для термометра была как раз 6мм.
    Я все-таки с набольшим усилием затолкал датчик температурный в 4мм канал (который повыше) и провел эксперимент … Включил новый ТЭН один на нагрев 45 градусов …..замерил температуру на выходе она была 50…затем включил еще 1 ТЭН (старый на 1 Кв, но с датчиком температуры выше т.е по факту у меня 2 датчика получается) и установил температуру 55 … после нагрева мерею термометром получается четко 55.
    Вот теперь вопросики…
    1. Я правильно понимаю, что термостат отключает по любому из сработавших датчиков температуры или он рассчитывает среднее значение?
    2.Насколько «неправильно», что на новом ТЭНе я вставил датчик в «узкую» трубку.
    3.Когда я достал неисправный ТЭН накипь лежала аккуратно внизу ТЭНа и была «рыхлой», а сам элемент был достаточно чист, но анода на нам не было (хотя место посадочное есть)
    В новом тоже есть место для анода, но я его не поставил…
    может все же надо было, как думаете (старый ТЭН был медным, а новый нержавейка)?
    Вообще конечно пользуемся бойлером очень редко, когда горячую воду на профилактику отключают (макс. 1 мес. в год), но раз уж думаю в бойлер «залез» надо бы разобраться до конца что к чему.
    Спасибо заранее за ответы, и что дочитали весь этот «опус» до конца

    А как проверить пробой тена, если на амперметре нет зуммера?
    Тем которым меряют ток в амперах.

    Если у вас амперметр, то вы не проверите. Нужен прибор для проверки сопротивления.
    Можно проверить стрелочным:
    — обрыв будет показывать бесконечность (цепь разорвана);
    — пробой на корпус, КЗ покажет ноль.

    Здравствуйте Купил бак для нагрева воды.С ТЭНом 2кВт.Включил.ТЭН сразу начал гудеть.Остальное вроде в порядке.Подскажите почему гудит.Гудение похоже на сетевой фон.

    Бывает шумит, как в чайнике при нагреве воды. Может быть гудит как трансформатор или дроссель, поскольку внутри ТЭНа проволочная спираль и витки могут издавать гул. Это не есть хорошо, обратитесь в сервис.

    Здравствуйте. Измеряю тестером вилку стиральной машины. между 1 жилой и землей на вилке 1 кОм, между той же жилой и землей в розетке приблизительно тоже. Сопротивление непостоянное плавает. Машина еще старая с переключателем без электроники. Автомат 24А перестал держать и темное пятно в районе контакта. Говорит ли это о пробое тэна. Спасибо если ответите, если нет все равно спасибо за ваш труд.

    Читайте также:
    Как сделать обжим металлопластиковых труб – технологии и способы. Пресс-фитинги и прессы для металлопластиковых труб: правила надёжного соединения

    Добрый день. ТЭН проверяйте мультиметром, отключив от него клеммы, тогда результат будет правильным.
    На стир.машину устанавливают автомат максимум на 16А при кабеле 2,5 мм2.

    Всем привет, вот такая у меня проблема.
    Бойлер не греет воду, все проверил, термостаты рабочие, ТЭН на корпус не пробивает, вот только одно непонятно, меряю сопротивление ТЭНа показывает 10.2 МОм, хотя должно быть примерно 31 Ом(по формуле 250 в кв/2000)
    Отдельно снимал термостат с ТЭНом включал в розетку на 15 сек, ТЭН нагревается.
    В чем может быть проблема.
    Заранее благодарен!

    Для 2-х киловаттного ТЭНа сопротивление должно быть 220²/2000=24,2 Ом.
    Вы измеряете мультиметром? Обычно мультиметр не измеряет МОм.
    Если при снятом ТЭНе греет, проверьте всю эл.цепь бойлера, возможно где-то повреждение.

    Здравствуйте. Водонагребатель аристон 1.5 квт. С светодиодной индикацией температуры. Сопротивление тена почти правильные 33 ома, накорпус не пробивает , но узо на вилке стандартное сразу выключает систему после включения или сброса .. мегометра нету проверить сопротивление изоляции.
    Подскажите, пожалуйста, что ещё проверить или посмотреть.

    Автор молодец,спасибо! У меня коротнула проводка из-за эл.чайника. Я вскрыл чайник и проверил ТЭН,поставив мультиметр на ЗУМ и он зазвенел,как при коротком! Я подумал,что ТЭНу кирдык и хотел выбросить,но потом почитал вашу статью и посмотрел видео и попробовал прозвонить,поставив на тестере 200 Ом,он у меня показал 25.6 Ом. По ходу,коротило где-то в реле и я его отключил,кинув на прямую провода на ТЭН. Короче чайник я спас,а релюшка мне и не нужна была! Только до сих пор не пойму,почему при исправном ТЭНе зуммер звенел,как при коротком? Спасибо за полезную статью!

    Здравствуйте, Валерий.
    Рад, что мои материалы помогли справиться с вашей проблемой.
    ТЭН правильно проверять, предварительно отключив его клеммы из общей цепи. Возможно, в вашем случае показывало КЗ из-за неисправного реле и не отключенных клеммах ТЭНа.

    Огромное спасибо за помощь.Очень полезная информация и ничего лишнего.

    Пошаговая проверка тэна в стиральной машине мультиметром

    Когда стиральная машина не греет воду или вовсе не запускает программу стирки, выдавая ошибку на табло, чаще всего это вышедший из строя тэн. И также в этом случае техника может биться током, а если установлено УЗО — срабатывать защита. Виновники этого — перепады напряжения, жёсткая вода и износ. Точно убедиться в неисправности поможет только проверка тэна стиральной машины мультиметром любой модели.

    • Поиск тэна в стиралке
    • Проверка нагревателя тестером
      • Первый шаг
      • Второй шаг
      • Финальные действия
    • Проверка тэна без прибора

    Коды ошибок при поломке нагревателя: в Samsung — E5 или E6, в Indesit — F07, в Lg — НЕ, в Bosch — F19, в Candy — E05, в некоторых — горит индикатор «нет нагрева воды».

    Поиск тэна в стиралке

    Для начала необходимо найти нагреватель. Но перед этим обязательно отключите питание с розетки.

    Во многих моделях (Indesit, Lg и Ariston) тэн расположен сзади и лишь в Bosch и Siemens — спереди. Если с задней стороны стиральной машины есть большая крышка, закрученная метизами, то наверняка он там. Чтобы добраться до него, достаточно открутить болты и снять крышку.

    Ещё один способ определить нахождение тэна — заглянуть в машинку снизу, аккуратно перевернув её набок.

    Проверка нагревателя тестером

    Инструкция, как проверить тэн стиральной машины мультиметром правильно, довольно проста. Для этого сначала снимите с его клемм все провода для достоверности показаний прибора. Выкручивать и доставать ничего не нужно. Проверка делается в 3 шага:

    Первый шаг

    Устанавливаем на мультиметре режим измерения сопротивления в диапазоне 200 Ом. И перед тем, как проверить тэн тестером, замыкаем щупы между собой, чтобы убедиться в его точности. Показания на дисплее должны быть равны 0 или близкие к нулю. Далее дотрагиваемся одним щупом к левой клемме тэна, а вторым к правой клемме. Средняя клемма (или крепящий болт) — всегда заземление. Её пока что не трогаем, так как мы проверяем целостность нагревающей спирали.

    Если тэн исправен, то мультиметр покажет сопротивление в районе нескольких десятков Ом. К примеру, если мощность нагревателя 1900 Вт (пишется на корпусе тэна и в инструкции к машине), то его сопротивление должно быть равно ± 25.47 Ом.

    Высчитывается это по простой формуле:

    R=U²/P, где «U» — это напряжение в сети (220 В), а «P» — мощность тэна (в нашем примере — 1900 Вт).

    Таким же образом можно определить и мощность тэна, зная только его сопротивление и сетевое напряжение:

    В том случае, когда прибор показывает «1» (бесконечность), это означает обрыв спирали внутри нагревателя. А если на экране отображается «0», то тэн замкнут (закорочен). В обоих случаях придется покупать новый нагреватель. Его мощность и размеры должны быть идентичными.

    Совет! Перед покупкой обязательно обратите внимание, не стоит ли в тэне термодатчик. Дело в том, что в одних моделях стиральных машин он установлен отдельно, а в остальных — в корпусе тэна. Поэтому важно купить такой же (с отверстием под термодатчик либо без).

    Желательно в новый тэн переставить родной термодатчик со старого, если он исправен. Или купить с таким же сопротивлением. Обычно оно написано сбоку на пластиковом гнезде. При помощи мультиметра можно убедиться в его исправности, замерив сопротивление на двух контактах. Если окунуть термодатчик в горячую воду, то он должен менять своё сопротивление.

    Читайте также:
    Как работает гидрострелка на отопление

    Второй шаг

    Устанавливаем мультиметр в режим прозвонки диодов или «зуммер». При замыкании щупов исправный прибор будет издавать писк, а на экране отобразятся нули, что говорит о наличии цепи.

    Прикасаемся одним щупом к правой или левой клемме тэна, а вторым щупом к корпусу либо заземляющей клемме. Это делается для того, чтобы определить, не пробивает ли нагреватель на корпус. Если мультиметр запищит, то пробивает. Тэн надо заменить, так как из-за этого машинка может бить током или не запускаться совсем. Если тестер молчит, то всё в порядке.

    Финальные действия

    Выставьте прибор в режим замера сопротивления на самый высокий диапазон, который есть. В идеале воспользоваться мегаомметром. Сделайте то же, что и в предыдущем пункте. Старайтесь не дотрагиваться руками щупов прибора во время измерения.

    Это необходимо для проверки изоляции тэна на ток утечки. Ведь если есть хоть малейшая микротрещина, через которую уходит ток, то совсем скоро она станет больше и нагреватель пробьёт. Кроме того, если в доме установлено УЗО, оно постоянно будет срабатывать и отключать электросеть.

    Если показания прибора менее 2 мОм, то тэн лучше сразу заменить. Допустимое сопротивление изоляции считается более 2 мОм. Рекомендуется перед покупкой нового тэна прозвонить цепь и проверить его сопротивление изоляции в магазине.

    Проверка тэна без прибора

    Когда проверить тэн мультиметром нет возможности, то приблизительно определить его исправность можно с помощью:

    • Визуального осмотра: для этого придется открутить и достать тэн из стиральной машины. При очевидных трещинах, черных пригорелых пятнах, вздутиях и грубых царапинах, смело меняйте деталь. Иногда сложно определить состояние нагревателя из-за отложений накипи. Удалите её, замочив тэн в растворе уксуса или лимонной кислоты на 5−6 часов. Кстати, по этой же причине стиральная машина дольше нагревает воду. Кроме того, из-за отложений тэн перегревается внутри и быстро сгорает.
    • Индикаторной отвертки с прозвонкой (на батарейке): такой отверткой пробой в нагревателе точно не определить, а вот цепь можно проверить. Для этого пальцем дотроньтесь до первой клеммы, а жалом отвертки до второй питающей клеммы. При этом нужно зажимать пальцем другой руки металлический пятачок на конце отвертки. Если индикатор засветился, то цепь есть и нагревающая спираль в тэне целая. Аналогичный индикатор-тестер можно сделать и самостоятельно.
    • Контрольной лампы: такую используют электрики. Обычно тоже делают самостоятельно. Для использования нужны знания и опыт обращения с электричеством. В противном случае не рискуйте. Для проверки надо подать на один контакт нагревателя ноль от сети, а на второй — фазу через лампу. При отсутствии обрыва в тэне лампочка будет гореть.

    Всё же мультиметр или мегаомметр предпочтительнее, так как проверить тен на стиральной машине с наибольшей точностью можно только ими. Кстати, эти же методы применимы для проверки нагревателей в бойлерах, утюгах, электрочайниках и т. п.

    Как проверить ТЭН стиральной машины тестером

    • Признаки и причины поломки
    • Где находится элемент нагрева воды
    • Как проверить ТЭН стиральной машины
    • Прозваниваем устройство
    • Проверяем на пробой
    • Как определяется показатель сопротивления ТЭНа
    • Как поменять нагревательное устройство?
    • Советы специалистов
    • Заключение

    Устройство для нагревания воды в СМА является одним из основных элементов. Во время рабочих циклов машинки ТЭН сначала нагревается, потом остывает. От этого происходит постепенное изнашивание спирали, которая начинает утрачивать свои качества. Через некоторое время нагревательный прибор перестает функционировать. Разберемся, как проверить ТЭН стиральной машины.

    Признаки и причины поломки

    Как правило, машинка продолжает стирать даже холодной водой. Чтобы удостовериться в неисправности нагревательного прибора, необходимо разобраться в признаках, сообщающих о поломке элемента. Их не так уж и много:

    • после процесса стирки белье пахнет не очень приятно;
    • во время работы машинки стекло на дверце загрузочного люка не нагревается;
    • вещи не отстирываются.

    К числу причин подобной неприятности относятся следующие:

    1. Обрыв или замыкание элемента. В таких случаях машинка или вообще не работает, или трудится непродолжительное время, потому что остальные элементы агрегата могут легко получить повреждения и даже перегореть.
    2. Выход из строя цепи нагревательного прибора. В подобных ситуациях ТЭН ничем не выдает потерю работоспособности, и поломку выявить будет сложно. Но если агрегат стирает долго или периодически зависает, то проблему необходимо искать именно в обрыве.
    3. Поломка реле ТЭНа. Устройство имеет датчик, отвечающий за уровень набора воды. При рабочем приборе вода доходит до нужного уровня, потом на электронику поступает команда на включение нагревателя. Случается, что элементы, контролирующие количество воды, за период эксплуатации загрязняются. Поэтому следует выполнить чистку прессостата и проверить датчик ТЭНа.
    Читайте также:
    Как самостоятельно из бревен от старого дома срубить баню

    Зачастую пользователи не смотрят на то, что стиралка заканчивает процесс стирки несвоевременно, часть программы не выполняет, и относят такие неприятности на счет электроники. А это уже первые сигналы о помощи.

    Где находится элемент нагрева воды

    Если рассматривать различные марки машинок (Индезит, Бош, LG), то ТЭН в каждом типе моделей может располагаться в разных местах, и удобнее всего к нему подбираться либо через заднюю панель, либо через переднюю.

    Но если вы не в курсе этого, то все равно отыскать его можно самостоятельно:

    • осматривается задняя панель машинки. Если крышка отличается большими размерами, то нагревательный прибор располагается за ней;
    • машинку необходимо положить на бок, осмотреть дно. Возможно, так вы обнаружите нагреватель;
    • легче всего снять заднюю панель. Если там ТЭНа нет, то ее легко будет установить на свое место.

    Есть еще один вариант – с помощью фонарика просвечивается барабан машинки изнутри. При наличии хорошего зрения можно определить точное нахождение нагревателя.

    Отыскав ТЭН, необходимо удостовериться в его работоспособности. Отметим, что для подобной процедуры демонтировать элемент нет необходимости.

    Как проверить ТЭН стиральной машины

    Есть несколько способов:

    • быстрый и легкий способ проверки на корпусную часть;
    • определение работоспособности без прибора.

    Когда у вас под рукой не окажется тестера, попробуйте выполнить проверку без вскрытия корпусной части. Понаблюдав за поведением стиральной машины, можно легко установить, что из строя вышел именно нагревательный прибор:

    1. Вода не нагревается, но процесс стирки выполняется. На машинках с экранами будут мелькать сигналы, обозначающие данную ошибку. Если дисплей отсутствует, обратите внимание на мигающие лампочки.
    2. Рабочий процесс не прекращается, вода нагревается, но времени для этого требуется значительно больше.
    3. Машинка работает, вода прогревается, но от прикасаний к корпусной части ощущаются удары током, периодически срабатывает автоматика защиты.

    Когда выявлена хоть одна указанная неисправность, то сомнений быть не может – плохо работает нагревательный элемент. Если вы не можете проверить тестером свой агрегат, рекомендуем обратиться за помощью к специалисту. Он уверенно определит, есть ли необходимость в замене элемента.

    Есть еще несколько способов, которыми можно организовать проверку элемента без соответствующих инструментов:

    • как только на корпусной части нагревателя появились темные точки, можно уверенно диагностировать пробой. Порой подобные точки скрыты накипью, ее необходимо очистить, чтобы окончательно убедиться в своих мыслях. С накипью отлично поможет справиться «лимонка»;
    • не желаете разбирать свою машинку? В данном случае просто понаблюдайте за работой электрического счетчика. Запустите машинку на максимум. Когда счетчик крутит быстрее, это означает, что ТЭН еще работает;
    • проверьте наличие вздутий на корпусе, царапин и иных повреждений. Их наличие уверенно подтвердит, что нагревательный прибор нуждается в замене;
    • знатоки электричества могут поискать обрыв, пользуясь контрольной лампочкой, изготовленной самостоятельно.

    Прозваниваем устройство

    До того, как проверить исправность ТЭНа, стиральную машину необходимо отключить от электрической сети. После этого отсоединяется проводка, переключатель тестера выставляется на 200 Ом, его щупы прикладываются к клеммам водонагревателя.

    В результате ваших действий получится:

    • работоспособный элемент выдаст на экран прибора значение, близкое к расчетному показателю;
    • если на тестере высветится «единица», то внутри имеется обрыв, и нагреватель придется менять;
    • при значении «ноль» или близком к нему, случилось короткое замыкание. Тэн к дальнейшей работе не годится.

    Проверяем на пробой

    Если даже спираль нагревательного элемента в полном порядке, это не значит, что все нормально. Возможно, находящийся внутри диэлектрик ушел на корпусную часть стиралки, а это уже таит в себе опасность для вашего организма.

    Для организации проверки ТЭНа на пробой выставляем тестер в режим «зуммер». После соединения проводов на приборе должна загореться лампа и раздаться писк.

    Теперь тестером берем клемму ТЭНа, второй щуп прикладываем к корпусу. Если писка нет, то все в полном порядке. В противном случае, нагревательное устройство придется однозначно заменить.

    Как определяется показатель сопротивления ТЭНа

    Для проверки элемента мало знать, как и какими приборами это выполняется. Необходимо владеть информацией о значении его сопротивления. Для начала рекомендуется вычислить данную величину. Для этого понадобятся следующие сведения:

    1. Напряжение, подающееся на водонагревательный элемент. Как правило, данный показатель (U) равняется 220 В. Такое напряжение присутствует в бытовой электрической сети наших квартир.
    2. Показатель мощности нагревателя – Р. Определяется он легко, следует только посмотреть инструкцию по эксплуатации. Второй вариант – мощность ТЭНа можно уточнить в интернете по модели машинки.

    Имея все необходимые сведения, определяем сопротивление R, пользуясь специальной формулой R=U²/P. Полученный показатель сопротивления образуется в нагревателе во время работы. Если ТЭН исправен, то полученная формулой цифра появится на экране мультиметра.

    Читайте также:
    Крыши одноэтажных домов: какие виды есть, интересные проекты на фото, этапы монтажа

    Как поменять нагревательное устройство?

    Мы отыскали ТЭН и удостоверились в том, что его следует сменить. Для начала отключаем все провода. Чтобы в дальнейшем ничего не напутать, порядок их подключения рекомендуется предварительно зафиксировать фотоаппаратом.

    Чтобы извлечь ТЭН, необходимо открутить гайку, расположенную в средней части устройства. Теперь нужно поддеть нагреватель отверткой и осторожно доставать, покачивая в разные стороны. Теперь рекомендуется сразу удалить накипь с других элементов, окружающих водонагревательный прибор. Новый ТЭН аккуратно устанавливается на специальные крепления. Если допустить ошибку, то во время работы он будет прикасаться к баку. Остается только подсоединить провода и собрать машинку, чтобы запустить ее для проверки.

    Советы специалистов

    Чтобы нагревательный прибор проработал максимально долго, следует организовать за стиральной машинкой должный уход.

    Выполняя работы по ремонту, обязательно обесточьте стиралку от электрической сети.

    Многие рекомендуют сначала извлечь нагреватель из машинки, чтобы потом проверить его работоспособность приборами. Но в этом, пожалуй, нет необходимости – проверку можно легко провести по месту установки. Это позволит сэкономить время и избежать лишних работ.

    Заключение

    Обладая должным опытом в подобных работах и необходимым оборудованием, всегда можно проверить нагреватель на работоспособность самостоятельно. Да и ремонтные работы особого труда не составят, ведь ТЭН придется заменить новым аналогом. Но если вы сомневаетесь в собственных силах – обратитесь за помощью в сервисный центр.

    КАК ПРОВЕРИТЬ АККУМУЛЯТОР АВТО НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?

    Расскажем как правильно проверить аккумулятор автомобиля на исправность с помощью мультиметра и нагрузочной вилки, какие способы существуют.
    ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА АВТО С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТИМЕТРА

    Необходим мультиметр — прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор не дорогой, и если не раз будете проводить ремонтные работы с электрооборудованием, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, т.к. он удобнее в работе.

    Не стоит полагаться на замер напряжения АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Это происходит потому, что данные вольтметры подключается не напрямую к аккумулятору, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.
    ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

    Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В.

    Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.
    В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

    Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.
    Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

    Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.

    Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители. Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.

    Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.

    При всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше — аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового АКБ, а как это проверить поговорим ниже.
    ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

    Проверяем напряжение аккумулятора при неработающем двигателе с помощью мультиметра. Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.
    Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.

    Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора. Так, напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,5 — на 50%, а 12,1 — на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

    Читайте также:
    Кладка вентканалов из кирпича – правила выполнения

    Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

    Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена — напряжение будет падать быстро и заряд аккумулятора продержится не долго.
    Мы рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе — она является приблизительной, хотя и вполне действующей. Если хотите стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.
    ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ

    Данная методика проверки аккумулятора с помощью нагрузочной вилки — действенный способ проверки работоспособности батареи автомобиля. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.
    Как проверить заряд аккумулятора? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

    Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным. В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.

    Всем правильного напряжения в бортовой сети;)

    Как проверить аккумулятор автомобиля

    Сегодняшняя статья посвящена проверки аккумулятора автомобиля.

    В процессе эксплуатации автомобиля мы периодически сталкиваемся с вопросом как проверить аккумулятор. Обычно это происходит в двух случаях, при покупке нового аккумулятора и при возникновении проблем с аккумулятором уже в процессе эксплуатации.

    Вот и я вам советую: не хотите проблем, особенно зимой, своевременно проверяйте аккумулятор на его работоспособность в качестве источника ЭДС для вашего автомобиля, так как в некоторых режимах работы АКБ может быстро прийти в негодность. Причиной этому являются частые недозаряды или перезаряды аккумулятора автомобиля.

    Причиной недозаряда могут быть частые поездки на короткие расстояния, включения режима прогрева в зимнее время, а также неисправность регулятора напряжения генератора автомобиля. Вследствие этого возникает такое неприятное явление как сульфатация пластин аккумулятора. Явление плохое и это тема отдельной статьи, поэтому если не хотите пропустить подписывайтесь на новые выпуски журнала «ЭЛЕКТРОН» внизу статьи.

    Теперь о перезаряде. Перезаряд может привести к осыпанию пластин, а если АКБ не обслуживаемый, то и к его механической деформации. А возникает перезаряд, если в результате неправильной работы регулятора напряжения на аккумулятор выдается завышенное напряжение с генератора, а так же в результате длительных и затяжных поездок на высоких оборотах двигателя.

    Надеюсь, я вас убедил, что вопрос как проверить аккумулятор вы должны знать, дабы не привести свой АКБ в кусок свинца стоимостью в 300 рублей (в лучшем случае) и вовремя применять меры по увеличению срока службы аккумулятора.

    В общем, процесс проверки аккумулятора я бы посоветовал проводить с выполнением следующих пунктов.

    1. Внешний осмотр аккумулятора

    2. Проверка уровня электролита в аккумуляторе

    3. Проверка плотности электролита в аккумуляторе

    4. Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

    5. Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.

    Внешний осмотр аккумулятора

    Внешний осмотр аккумуляторной батареи я советую проводить при любом удобном случае, когда вы заглядываете под капот своего авто. Причины этого действия лежат на поверхность аккумулятора. А именно в процессе эксплуатации на поверхности аккумулятора накапливается грязь, влага, потеки электролита (испарение при кипении). Все это приводить к возникновению токов саморазряда АКБ. И если к этому добавить окисленные клеммы аккумулятора, а еще токи утечки на электронику автомобиля, то и получается если вовремя не подзарядить батарею, то возникнет глубокий разряд аккумулятора, а частые глубокие разряды прямая дорога к сульфатации пластин и уменьшению срока службы аккумулятора.

    Убедиться в наличии саморазряда можно подключив один щуп вольтметра на клемму АКБ а другим провести по поверхности аккумулятор, при этом вольтметр покажет какое-то напряжение, соответствующе определенному току саморазряда батареи.

    Обычно потеки электролита убираются раствором соды в воде (чайная ложка на стакан воды), что и понятно: электролит-кислота, раствор соды – щелочь (для того кто химию не помнит!).

    Клеммы зачищаются мелкой наждачной бумагой и проверяется надежность их соединения с проводами и АКБ.

    Ну и обратите внимания на корпус в целом. В случае плохого крепления аккумулятора, особенно в морозы, когда пластиковый корпус довольно хрупок, могут возникнуть трещины в корпусе.

    Проверка уровня электролита в аккумуляторе.

    Следующим этапом, после проверки и устранения саморазряда автомобильного аккумулятора необходимо произвести проверку уровня электролита в нем. Конечно, это касается только обслуживаемых аккумуляторных батарей.

    Читайте также:
    Маркировка сварочных электродов и их расшифровка

    Проверка уровня электролита производится специальной стеклянной уровнемерной трубкой, при этом уровень электролита должен быть в пределах 10-12 мм над пластинами АКБ.

    Уровнемерная трубка это обычная стеклянная трубка с нанесенными на нее делениями в миллиметрах. Для того, что бы замерить уровень электролита необходимо трубку поместить в заливное отверстие АКБ до соприкосновения с сеткой сепаратора, верхний конец трубки зажать пальцем и вытащить трубку. Верхний уровень электролита в уровнемерной трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе.

    В основном заниженный уровень является следствием «выкипания» электролита, в этом случае уровень электролита доводится доливкой дистиллированной воды.

    Доливка в аккумулятор непосредственно электролита производится только в том случае, когда вы уверены, что понижение уровня произошло вследствие разливания электролита из батареи.

    Перед тем как приступить к дальнейшей проверки аккумулятора необходимо оценить степень его заряженности и дальнейшую проверку аккумулятора производить после полной зарядки.

    Определить степень заряженности можно двумя способами: либо измерить плотность электролита в аккумуляторе, либо измерить напряжение на аккумуляторе.

    Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)

    Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр.

    Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.

    Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.

    Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.

    Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.

    Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.

    Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.

    Таблица 3. Поправка к показанию ареометра при измерении плотности при различной температуре.

    Обычно в автомобильных аккумуляторах, которые вы можете купить в магазине, плотность электролита соответствует 1,27 г/см3 . Допустим, при проверке плотности электролита в аккумуляторе ареометр показал значение 1,22 г/см3 (то есть плотность упала на 0,05 г/см3), то это значит, что АКБ разрядилась на 30 % от номинального значения.

    В этом случае батарею необходимо зарядить. После этого, если АКБ исправна, то значение плотности электролита восстановится до номинального значения. Самое главное не допускайте разряда батареи больше чем на 50%.

    Следует отметить, что от плотности электролита зависит температура его замерзания.

    Таблица 4. Температура замерзания электролита различной плотности.

    Поэтому низкая плотность электролита в зимнее время ведет к его замерзанию, стремительной потери емкости аккумулятора, а иногда даже к физическим деформациям и появлению трещин.

    Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром

    Оценить степень заряженности аккумулятора можно измерив напряжение на нем. Для этого необходим вольтметр или популярный в наше время прибор – мультиметр. Для измерения напряжение с помощью мультиметра, включите его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установите выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе. Например, для популярного недорогого мультиметра серии DT-830 (M-830) это 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный (плюсовой) на плюс АКБ и снимите показания с дисплея мультиметра.

    Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Нельзя допускать глубоких разрядов АКБ, это ведет, повторюсь еще раз, к сульфатации пластин аккумулятора. Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.

    Опять же нельзя жестко привязываться к конкретному значению напряжения, так как оно связано с плотностью электролита в аккумуляторе.

    Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, соединенных последовательно. Напряжение одной банки можно вычислить по формуле:

    Uб= 0,84 +ρ

    где, ρ – плотность электролита;

    Тогда напряжение на аккумуляторе будет равно:

    Uакб = 6*(0.84 +ρ)

    При плотности АКБ равной 1,27 г/см3 напряжение на аккумуляторе будет:

    Uакб = 6*(0,84 +1,27) = 12,66 вольт

    Соответственно при разной начальной плотности электролита в аккумуляторе будет и разной напряжение на нем.

    Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.

    Однако, просто проверки напряжения на аккумуляторе не достаточно для полной и качественной оценки его работоспособности.

    Следующим этапом необходимо проверить способность аккумулятора выполнять свои функции при подключении к нему нагрузки. Ведь может быть такой случай, когда при измерении напряжения определяется, что АКБ полностью заряжена, а «крутит двигатель» плохо или вообще не «крутит». Можно предположить, что у такого аккумулятора упала емкость в результате долгой, а чаще неправильной эксплуатации и разряжается он настольно быстро, что «умирает» за одну секунду.

    Итак, чтобы проверить работу аккумулятора под нагрузкой используется нагрузочная вилка. Схема нагрузочной вилки приведена на рисунке.

    Читайте также:
    Какие саморезы нужны для профиля и гипсокартона

    То есть нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с возможностью подключения параллельно с его выводами нагрузки. Для стартерных батарей сопротивление нагрузки выбирается в диапазоне 1-1,4 от емкости аккумулятора. Это считается максимальным разрядным током для аккумулятора. Не путать со стартерным током.

    Сначала проводится измерение напряжения аккумулятора без нагрузки и определение степени его заряженности с помощью таблицы.

    Таблица 5. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения на холостом ходу. (АКБ находится в покое не менее 24 часов).

    Вторым этапом является измерение напряжение на аккумуляторе при подключенной нагрузки и определение степени заряженности согласно таблице. Снятие показание под нагрузкой производится в конце пятой секунды с момента подключения нагрузки.

    Таблица 6. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой.

    Значения в данных таблицах взяты непосредственно из инструкции на нагрузочные вилки.

    Таким образом, при 100% заряженном аккумуляторе напряжение, измеряемое под нагрузкой не должно быть меньше 10,2 вольта. В противном случае считается что аккумулятор недозаряжен и его необходимо зарядить.

    Если же случилась такая ситуация, что без нагрузки аккумулятор показывает напряжение 100% заряженного аккумулятора, а при включении нагрузки напряжение сильно «просаживается» и сильно отличается от значений указанных в таблице, то значит, имеет место быть в таком аккумуляторе неисправность (сульфатация, короткозамкнутые пластины и т. д.).

    Поэтому необходимо, если это возможно устранять неисправность или приобретать новый аккумулятор, что бы в один прекрасный день он вас не подвел.

    Вот на сегодня и все. В этой статье я затронул только вопрос проверки аккумуляторной батарей. Как же правильно зарядить аккумулятор, попытаться восстановить его после сульфатации и многие другие вопросы я расскажу в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН.

    Поэтому не забываем подписываться на новые выпуски интернет-журнала по электротехнике и электронике.

    А теперь подробное видео о том как проверить аккумулятор автомобиля:

    ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ!

    Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

    Если в процессе эксплуатации автомобиля появились проблемы с запуском двигателя, стартер медленно крутит или после поворота ключа вообще ничего не происходит, проверьте степень заряженности аккумулятора (АКБ). Для этого существует несколько различных способов, рассмотрим каждый из них в отдельности.

    Как проверить аккумулятор мультиметром

    Напряжение на клеммах аккумулятора можно замерить при помощи автотестера. Производить замеры лучше после ночной стоянки, до запуска двигателя. Выставляем мультиметр на измерение постоянного напряжения (DCV – 20), а щупы устанавливаем в гнезда (черный – COM, красный – в гнездо положительной полярности). Подсоединяем щупы прибора к клеммам аккумулятора и снимаем показания (пример на видео):

    Сравниваем полученные значения с таблицей:

    Напряжение на выводах, В 12,65 12,45 12,24 12,06 11,08
    Уровень заряда, % 100 75 50 25

    Стоит отметить, что такой метод проверки АКБ малоэффективен. Несмотря на это, основная масса автолюбителей выбирает именно этот способ. Чтобы точно определить степень разряженности аккумулятора воспользуйтесь одним из следующих методов.

    Как проверить плотность аккумулятора

    Для проверки плотности электролита пользуйтесь ареометром или имеющимся в продаже поплавковым индикатором плотности электролита. В стеклянную колбу набираем электролит из банки аккумулятора и опускаем ареометр. По шкале определяем плотность и сравниваем ее с таблицей:

    Плотность электролита, г/см 3 1,27 1,23 1,20 1,17 1,12
    Степень заряженности, % 100 75 50 25

    В зависимости от моделей аккумуляторов начальная плотность электролита может отличаться (см. инструкцию АКБ). Процесс определения плотности электролита АКБ показан на видео:

    Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

    Нагрузочная вилка – это устройство, позволяющее определить напряжение аккумулятора под нагрузкой 150-200 А. Подсоединяем нагрузочную вилку к АКБ, соблюдая полярность. Подаем нагрузку, нажимая на прибор. На 5-6 секунде снимаем показания с прибора. Напряжение должно быть более 9 В, в противном случае аккумулятор севший.

    Процесс проверки двух аккумуляторов при помощи нагрузочной вилки на видео:

    Как проверить аккумулятор без приборов

    Определить работоспособность аккумулятора можно без специальных приборов. Например, чтобы проверить аккумулятор 60 Ампер/час, следует создать нагрузку в 30 А. Для этого, например, можно подключить параллельно к АКБ 6 ламп ламп ближнего света (55Вт). Если через 5 минут лампы стали гореть тускло, значит аккумулятор севший.

    В заключении пару советов. Если степень заряженности АКБ 75% или ниже, необходимо снять батарею с автомобиля и зарядить с помощью зарядного устройства. Как показывает практика, если срок эксплуатации аккумулятора превышает 3 года, и начались проблемы с пуском двигателя при низких температурах, целесообразно заменить аккумулятор на новый. Если батарея быстро разряжается, возможно есть ток утечки.

    Напомним, ранее мы рассказывали, как правильно прикуривать автомобиль с севшим аккумулятором. А вам приходилось проверять аккумулятор автомобиля своими руками? Каким способом вы воспользовались?

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: