Как строят дороги в России (в идеальном варианте)

Как строят дороги

Из чего строят дороги?

Строительство дороги дорогое и непростое дело. Сама дорога сложное инженерное сооружение, из которого мы видим только верхнюю часть: покрытие, да бордюры. Сама дорога — это многослойный пирог. Задача сложной конструкции дороги перераспределить нагрузки от машин на грунт. В зависимости от конструкции дороги бывают жесткие цементнобетонные, и не жесткие асфальтобетонные.

Цементнобетонные дороги

У цементнобетонной дороги связующим служит цемент. Главный плюс жесткой цементнобетонной дороги — долговечность. При правильной эксплуатации капитальный ремонт цементобетонным трассам требуется лишь через 24 года, а асфальтовым дорогам он требуется через 10 лет (да и то при соблюдении технологии).

В конце 60-х в СССР начали активно заниматься цементобетоными дорогами. Но цемента не хватало, шло массовое строительство жилья. Зато нефть была дешева и были открыты новые месторождения и стали развивать технологии строительства асфальтобетонных дорог. Однако, цементобетон успел получить большое распространение на Севере и в Сибири как основание при строительстве дорог и эти дороги стоят до сих пор.

Существуют два варианта строительства дорог из цементобетона. Первый – это монолитный бетон, вложенный в заготовку и твердеющий в естественных условиях. Второй сборный из железобетонных плит. Монолитный бетон отливается на месте. Однако в России нормальные условия для твердения бетона могут быть обеспечены в летний период, когда температура окружающей среды составляет не менее 15-17 град. С. Монолитная технология изготовления бетона непосредственно на трассах сильно ограничивает скорость строительства дорог и масштабное строительство в России затруднено. Второй способ строительства дорог из цементобетона это собирать дороги из преднапряженных железнобетонных плит сделанных на заводе. Заводские условия позволяют получить намного лучший бетон с заданными характеристиками, которые нереально получить в полевых условиях.

Таких дорог раньше много строили и в России. Вспомним, что МКАД раньше был построен из бетонных плит назывался «бетонкой» (сейчас так все еще продолжают называть Большое и Малое кольцо в Московской области). Однако у старой технологии был существенный недостаток: плиты разъезжались, поскольку требовали такого основания, чтобы одна плита не осаживалась относительно другой. Особенно эта проблема возникала при эксплуатации трасс большегрузными автомобилями.

Сегодня проблема основания полностью преодолена. Железобетонные плиты для дорог снабжены сквозными каналами в средней части диаметром 15-25 мм и шпунтованными боковыми гранями. Через каналы протягивают стальные тросы, покрытые защитной смазкой, которая обеспечивает им защиту от коррозии, а напрягаемая арматура располагается в полиэтиленовых трубках. За счет этого напрягаемой арматуре обеспечивается свободное перемещение, как в процессе натяжения, так и при эксплуатации конструкции. Между торцами железобетонных плит помещается герметик. Себестоимость таких дорог по новой технологии в среднем в два раза ниже, чем асфальтобетонных, поскольку радикально сокращаются затраты на подготовку основания.

В США 80% покрытий дорог – цементобетон. Асфальт используют только как верхний смягчающий слой для движения. В США впервые использовали эту технологию в 1921 году. Сегодня в США тысячи «вечных» автодорог и покрытий построены из сборного преднапряженного железобетона. Бельгия построила свой первый участок дороги из напряженного железобетона в 1950 году и интенсивно использует эту технологию с 1970 года. Причем, строятся не только магистрали, но и дороги регионального и местного значения. Во Франции эту технологию впервые применили в 1947 году, а повсеместно стали внедрять с 1983 года.

Видео о том как ремонтируют цементнобетонную дорогу:

Асфальтобетон

Сейчас в России жестких бетонных трасс всего 2-3%, в Германии — более 40%, причем все возводимые у нас новые дороги — асфальтовые. Возможно потому, что битум для асфальта — серьезная статья доходов нефтяного бизнеса.

Самый нижний слой – слой основания – грунт, следующий слой – песок, затем идет щебень и последний верхний слой – дорожная одежда – или асфальт. Когда разрушается асфальт, возникают трещины и небольшие ямы на дороге, которые мешают передвижению, но, как говорится, «не смертельно». В любом случае асфальтобетон это сложная смесь из битума, бетона и наполнителя. От качества ингредиентов зависит долговечность слоя, поэтому дорожники проверяют покрытия, вынимая образцы асфальта.

Видео о том как делают асфальт для дорог:

Основание дороги

Хорошее основание — залог хорошей дороги. В зависимости от предстоящего режима эксплуатации выбирается толщина щебеночного основания, количество слоев и размер щебенки. При укладке каждый слой щебня необходимо уплотнятся катком. Для повышения качества уплотнения основание проливают водой.

Георешетки и геотекстиль

Однако даже хорошо уложенное основание проседает: щебень уходит в песок, а песок перемешивается с грунтом, в верхнем слое появляется колея, на дороге образуются ямы.

Что бы этого избежать придумали армировать и разделять слои дороги. В 70-х годах 20 века придумали иглопробивной геотекстиль (в СССР он шел под названием «Дорнит»). Этот материал использовался на границе грунта с песком и не позволял этим слоям смешиваться, кроме того, в геотекстиле использовались дренирующие свойства, и он был способен выводить воду из полотна дороги. В тот момент это была прорывная технология.

Казалось, что она решает проблему некачественных дорог раз и навсегда. Но с течением времени нагрузки на автомобильные дороги возросли и применения геотекстиля стало уже недостаточным. Тогда стали применять плоская пластиковую георешетку между слоями песка и щебня. Эта технология дает эффект «заклинивания и фиксации». Щебень попадает в решетку и создает очень плотный слой. Такой слой намного менее восприимчив к динамическим нагрузкам в различных плоскостях.

Читайте также:
Как рассчитать диаметр и длину вентиляционных труб

Строительство с использованием новых материалов получило в развитых странах повсеместное распространение. Так, в Канаде, стране с похожими на российские климатическими условиями, геотекстиль применяется более чем на 90% федеральных дорог, георешетка – на более чем 60%. В США похожая картина. В Германии вообще почти 100% дорог с асфальтобенным покрытием строится с использованием геотекстиля и более 80% дорог с дополнительным армированием георешеткой.

В последнее десятилетие свою инфраструктуру начал активно развивать Китай, и там также активно используют геоматериалы. Как же обстоят дела в России? В 2011 году в РФ на федеральных дорогах 1 и 2 категории геотекстиль использовался меньше, чем в 50% случаев, а плоская георешетка – менее чем в 10% случаев! Фактически мы продолжаем строить дороги по технологиям прошлого столетия.

Укладка покрытия

После того, как уложена основа из щебня, ее проливают специальной смоляной мастикой и приступают непосредственно к асфальтированию. Толщина асфальтобетонного покрытия так же, как и толщина щебеночного основания, зависит от интенсивности планируемой эксплуатации. Для придомовой территории обычной жилой многоэтажки, где движение фур не планируется, можно прекрасно обойтись одним слоем мелкозернистого асфальта толщиной 4-5 см. Для более серьезных условий необходимо уложить два слоя асфальта – нижний слой из крупнозернистого асфальтобетона толщиной 4-5 см, а верхний – из мелкозернистого тоже 4-5 см. Третий слой асфальта укладывается для особо напряженных дорог. Для особо напряженных дорог под асфальт укладывается армирующая металлическая сетка, которая перераспределяет нагрузку в верхнем слое. Слои асфальта сцепляются между собой битумной мастикой.

Асфальтобетонная смесь готовится на асфальтовых заводах. По большему счету это огромный миксер, который смешивает компоненты асфальтобетона и разогревает их. Заводы часто делаются мобильными, что бы сократить время доставки смеси, поскольку смесь укладывается в горячем виде.

Обычно на объект смесь доставляется самосвалами. Из 1 тонны асфальта получается в среднем 10 м2 асфальтобетонного покрытия толщиной 4 см. Итак, асфальт привозят, затем вручную или с помощью специальных машин – асфальтоукладчиков – распределяют по заданной территории, разравнивают, планируют и уплотняют с помощью катков, виброплит, трамбовок.

Процесс укладки асфальта зависит от погоды. Нельзя укладывать асфальт в сильный дождь. Кроме того, асфальтобетонная смесь – продукт горячий. В горячем состоянии ее отгружают на асфальтобетонном заводе и как можно быстрее, не давая ей остыть, ее нужно довезти, выгрузить, укатать. Особенно это актуально для холодного времени года.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Как строят дороги

Последние новости

На данный момент

Дорогу к станции метро «Филатов Луг» откроют в июле

Описание

Работы по строительству ведутся практически непрерывно и днем, и ночью. Каждый не раз, наверное, видел, как строители кладут асфальт на дорогах, но вряд ли задумывался о том, что из себя представляет весь процесс строительства дороги.

Первый этап любого строительства (или реконструкции) – проектирование. Затем проводятся геологические изыскания, которые определяют рельеф территории, состав и свойства грунта, состояние почв, атмосферного воздуха, поверхностных вод и т.д. На основании этих данных разрабатывается план строительства дороги.

Дальнейшие строительные работы условно можно разделить на следующие этапы:

  • подготовительные работы (вырубка деревьев, разборка ограждений и т. п.)
  • земляные работы (вывоз или завоз грунта, укрепление земляного полотна, сооружение земляных насыпей и т. д.)
  • прокладка новых или перекладка существующих инженерных коммуникаций, попадающих в зону строительства
  • устройство оснований «дорожного пирога» (устройство подстилающего слоя из песка, «заливка» основания из щебня или бетона)
  • укладка асфальтового покрытия
  • благоустройство прилегающих к дорогам территорий (нанесение разметки, установка ограждений, дорожных знаков, бордюров, устройство ливневой канализации, освещение дорог и т. п.)
  • природоохранные мероприятия (замена окон в расположенных вблизи дороги жилых домах, установка шумозащитных экранов вдоль дороги)

Одним из важнейших элементов дорожного строительства является асфальтирование, когда на подготовленное основание земляного полотна (каменный или железобетонный «скелет») распределяется асфальтовая смесь, затем она «утаптывается» – и дорога готова. От того, насколько качественной будет эта смесь и насколько профессионально будут проведены работы, во многом зависит срок службы дороги. Ведь верхний слой дорожного покрытия не случайно называют «слоем износа» – ежедневно на него давит огромная масса проезжающих автомобилей.

Укладка асфальта может производиться из различных материалов: асфальтобетона, литого асфальта, щебня, щебня с битумной пропиткой, гравия или пропитанного грунта и др. Зачастую при строительстве дорог используется битум или так называемые вторичные стройматериалы: асфальтовая крошка, битый кирпич и асфальтовый скол.

Самым распространенным строительным материалом является асфальтобетон. Асфальтобетон – это смешанные вместе щебень, песок, каменная мука и собственно расплавленный асфальт. Эту «начинку» выкладывают на земляное основание в несколько слоев. Кстати, именно из-за многослойности дорожного полотна его зачастую называют «дорожный пирог». Количество слоев зависит от различных факторов, но прежде всего – от предполагаемой транспортной нагрузки.

Читайте также:
Молитвенный цветок у вас дома: Калатея и уход за ней

В нижние слои «пирога» кладут более крупный щебень, для того чтобы дорога была крепкой, устойчивой, долговечной. А в верхние слои засыпают щебень помельче – это придает покрытию дороги такие качества, как высокая износостойкость и водонепроницаемость. Кроме того, благодаря наличию мелкого щебня поверхность дороги получается несколько шероховатой, а это необходимо для того, чтобы шины автомобилей не пробуксовывали.

Еще один вид асфальта – так называемый литой асфальт. Это смесь, приготовленная при очень высоких температурах. Вязко-текучую смесь привозят к месту строительства в специальных контейнерах, сохраняющих температуру, и горячую выливают на место будущей дороги. Дорога, сделанная из такого асфальта, выдерживает большие транспортные нагрузки, хорошо противостоит износу и воздействию шипованых шин и противогололедных реагентов. Кроме того, литой асфальт хорошо поглощает шум.

Укладывают асфальт при помощи специальной техники – асфальтоукладчиков. Каток, утрамбовывающий асфальт, делает поверхность дороги ровной и крепкой. Кстати, существует такая разновидность катка, как виброкаток. Его постоянная вибрация дает дополнительную «утрамбовку», и асфальт становится еще более плотным и прочным.

Строительство дорог постоянно совершенствуется. Новые технологии позволяют добиться улучшения состава асфальтобетонного покрытия, благодаря чему дороги становятся еще более безопасными и прочными. Для включения в состав асфальта разрабатываются специальные компоненты, улучшающие сцепные свойства с автомобильными колесами – на таких дорогах водителям не страшен дождь или легкое обледенение. Новые модификаторы для битума позволяют асфальтобетону при резких скачках температур не растрескиваться. Такой модифицированный битум в сочетании с гранитными наполнителями и особыми добавками защитит покрытие от «капризов природы», когда дороги то замерзают, то оттаивают, от чего их качество портится.

Новые дороги: Россия решает одну из главных своих проблем

Строительство новых дорог – несомненный успех современной России

В первую очередь, необходимо отметить, что хотя многие российские дороги до сих пор далеки от совершенства, ситуация постепенно меняется. Так, по состоянию на 2000 год существовали 365 км скоростных автомагистралей включая Московскую кольцевую автодорогу и шоссейные дороги Москва – Тула и Москва – Волоколамск. Строительство новых дорог активизировалось после прихода к власти Владимира Путина: рост цен на нефть способствовал увеличению количества денег в федеральном бюджете, которые направлялись, в том числе, и на улучшение дорожной инфраструктуры страны.

В течение 2000-2018 гг. количество скоростных автомагистралей в России увеличилось на 2050 км, то есть в 6 раз. Было завершено строительство важной автомагистрали, связавшей Читу и Хабаровск. Благодаря завершению этого строительства восток и запад страны впервые были соединены современными автомобильными дорогами. Затем был принят национальный план развития автодорог: до 2024 г. планируется привлечь до 100 млрд долларов инвестиций.

Было завершено строительство автодороги М-11 Москва – Санкт-Петербург, которую без преувеличения можно назвать в числе самых современных в технологическом плане российских автомобильных дорог. В обозримом будущем должна быть построена окружная дорога вокруг Санкт-Петербурга, углубляющаяся в территорию Ленинградской области и имеющая протяженность в 122 км.

К 2018 году удалось модернизировать 746 километров стратегически важной автотрассы М-4 «Дон». Общая протяженности дороги составляет 1542 км от Москвы до Новороссийска, 796 километров должны быть модернизированы в самые ближайшие годы. Важность этой автомагистрали значительно повысилась после вхождения Крыма в состав Российской Федерации.

От Крыма до Китая: где построены и строятся новые дороги в последние годы

В декабре 2018 г. была открыта Крымская скоростная автомагистраль «Таврида». Эта дорога уходит от Крымского моста через Керченский пролив вглубь Крымского полуострова, связывая восток и юго-запад полуострова. Ответвление дороги должно связать Симферополь с Евпаторией и Мирным.

Строится четырехполосная скоростная автодорога «Меридиан», которая должна соединить Смоленскую область на границе с Белоруссией с Оренбургской областью на границе с Казахстаном. Протяженность дороги – 2000 км, а ее строительство укладывается в рамки концепции развития экономических связей на евразийском пространстве и выгодно не только России, но и другим странам – Белоруссии, Казахстану, Китаю.

Со строительством дороги эксперты связывают развитие регионов, через которые она будет проходить. Эти регионы, вроде Тамбовской, Липецкой, Курской, Брянской областей и т.д., не отличаются высокими показателями экономического развития и появление автомагистрали такого уровня станет прекрасным способом повысить благосостояние этих областей. Ведь автомагистраль – это новые рабочие места по обслуживанию, перспективы для развития малого бизнеса в сфере автозаправки, ремонтного обслуживания, общественного питания, хостелов и мотелей.

К 2023 году планируется завершить строительство скоростной автомагистрали, связывающей Москву и Казань. Эта дорога будет также иметь очень большое стратегическое значение для страны.

Отдельная тема – строительство мостов. Самые впечатляющие успехи последних лет: запуск в эксплуатацию Крымского моста через Керченский пролив, Скоростная автомагистраль по Защитной дамбе Санкт-Петербурга, мост через Амурский залив во Владивостоке, Академический мост через Ангару в Иркутске и т.д.

Самое важное, что от создания автомагистралей и мостов федерального значения вроде Крымского моста Россия переходит и к улучшению дорожной инфраструктуры местного значения. В национальном плане по развитию автодорог предусмотрена модернизация второстепенных автомагистралей, в том числе в городах и сельской местности. Ведь именно эти, местного значения автодороги, формируют в конечном итоге облик страны в глазах рядовых граждан и иностранных гостей.

Читайте также:
Как сэкономить на ремонте ванной комнаты

Конечно, в сфере дорожного строительства в нашей стране еще очень многое предстоит сделать. Однако нельзя отрицать уже достигнутые успехи. Недоработки и недостатки присутствуют везде, но масштабы дорожного строительства в последние годы впечатляют. Появление новых автодорог становится большим плюсом для российской экономики, как в масштабе страны в целом, так и на региональном уровне.

Технология строительства автодорог

Количество и качество автодорог свидетельствует не только о благосостоянии населенного пункта (будь то мегаполис или небольшой поселок), но и характеризует уровень развития страны в целом. С чего же стоит начать выполнение строительных работ? Ведь строительство автомобильных дорог — это сложный многоэтапный процесс, который требует больших финансовых и физических затрат. Первоочередной задачей является выбор надежного подрядчика, в чьем арсенале имеется квалифицированная команда профессионалов и специализированная техника. Подрядная организация в лице специалиста составляет список мероприятий по выполнению поставленной задачи и производит калькуляцию себестоимости работ.

Этапы строительства автомобильной дороги

Качественно сделанная автодорога должна соответствовать необходимым стандартам, так как это является залогом безопасности и комфорта не только водителей, но и пешеходов. Первым этапом любого строительства или реконструкции является проектирование, после чего разрабатывается план постройки дороги. Последующие работы можно разделить на такие этапы:

  • топографическая съемка и разбивка участка. Специалисты подрядной организации проводят геодезические работы на местности, делают замер территории и анализ рельефа, определяют глубину грунтовых вод и тип грунта;
  • подготовительные работы. На этом этапе осуществляется расчистка местности, перенос коммуникаций, а также устраняются всевозможные преграды, которые могут стать помехой при строительстве дороги;
  • составление сметы затрат и закупка необходимых стройматериалов;
  • земляные работы. Для качественного строительства автодороги в первую очередь происходит устранение рельефа территории, разравнивание грунта, при необходимости — создание углублений, или же, наоборот, возведение насыпей. Для этого применяют специализированную технику;
  • монтаж водоотвода. При строительстве новой дороги обязательным этапом является устройство водоотвода, который обеспечит безопасное устранение воды с автодорожного покрытия на достаточное расстояние;
  • укладка «подушки». Правильно уложенное основание является залогом успешного конечного результата строительства дороги. «Подушка» служит амортизационным слоем и сглаживает механическое воздействие на дорожное покрытие. Для создания основания используют песчано‑гравийную смесь, или же песок и гравий по отдельности. Материалы укладываются слоями, после чего тщательно разравниваются и утрамбовываются при помощи спецтехники;
  • укладка финишного слоя и разметка дороги. Использование современных инновационных технологий обеспечивает высокое качество дорожного покрытия. После укладки полотна автодорогу подготавливают к открытию движения — на ее поверхность наносят разметку, устанавливают знаки и прочее.

При необходимости до начала выполнения запланированных дорожных работ происходит строительство временной объездной дороги. Ее сооружают в виде насыпи той высоты, которая указана в рабочем проекте. После завершения строительства объезд демонтируют.

Финишное покрытие — залог долговечности и надежности дороги

Верхний слой дороги подвержен наибольшему износу, так как на него ежедневно оказывается давление большой массой проезжающих автомобилей. Поэтому от того, насколько профессионально проведены строительные работы и какие материалы при этом использовались, напрямую зависит надежность и долговечность автомобильной дороги. Существует следующие распространенные виды дорожных покрытий:

  • асфальтобетон. Такой вид укладки в строительстве еще называют «дорожным пирогом» (из‑за его многослойности). Послойное распределение щебня, песка, каменной муки и расплавленного асфальта дают возможность поверхности выдерживать большие транспортные нагрузки. Количество слоев зависит от многих факторов (например, от степени загруженности дороги). Добавление в смесь такого материала, как щебень, наделяет покрытие высокой износостойкостью и водонепроницаемостью. Благодаря шероховатой структуре щебня обеспечивается необходимое трение между дорогой и шиной, что не дает автомобилю буксировать;
  • литой асфальт. Представляет собой вязкотекучую смесь, которая готовится под воздействием высокого температурного режима из тех же материалов, что и асфальтобетонное покрытие. На стройплощадку ее доставляют в специальных контейнерах, которые способны сохранить ее температуру, поскольку именно горячую смесь выливают на место будущей дороги. Такой асфальт способен выдержать большие транспортные нагрузки, обладает высокой износостойкостью, противостоит коррозии от воздействия шин с шипами и реагентов, которые препятствуют скольжению в зимний период.

Спецтехника, используемая при строительстве автомобильной дороги

Для укладывания асфальта используют специализированную технику, которая способствует оптимизации рабочих процессов, экономии времени и трудозатрат. Применение современных технологий на стройплощадке в принципе невозможно без спецоборудования. Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства асфальтовых дорог, оказывает большое влияние на конечный результат проделанной работы. Чтобы качественно и в срок выполнить поставленные задачи, обычно используют стандартный набор спецмашин, а именно:

  • экскаватор. При строительстве дороги его применяют для транспортировки сыпучих материалов (щебня, песка и прочих) и перемещения грунта;
  • бульдозер. Спецтранспорт используют для расчистки поверхности и ее планировки, перевозки и резания грунта;
  • грейдер. Назначение агрегата в дорожном строительстве заключается в планировке основания и устройстве земляного полотна при строительстве дороги;
  • асфальтоукладчик. Его основными функциями являются распределение и утрамбовка асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному дорожному полотну;
  • каток. Спецмашину используют для уплотнения и утрамбовки асфальта;
  • бетоносмесители. Применяют для изготовления бетонных смесей.
Читайте также:
Как очистить инструмент от засохшего цементного раствора

Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства дорог, является достаточно дорогостоящей, поэтому многим предприятиям и организациям выгоднее воспользоваться услугой аренды. Это поможет арендатору избежать расходов, связанных не только с приобретением, обслуживанием и ремонтом собственных спецмашин, но и с простоем оборудования, после окончания строительства дороги, а также с выплатой зарплаты дополнительному обслуживающему персоналу.

Постоянно расширяющаяся сеть автодорожных магистралей требует внедрения инновационных технологий и разработок, которые связаны с дорожным строительством. Использование качественных материалов, современной спецтехники позволяет не только существенно снизить стоимость работ, но и построить действительно надежные и безопасные автотрассы. Среди многих компаний, занимающихся строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, ООО «Лидинг» сумела накопить многолетний опыт по использованию передовых европейских технологий, чтобы воплотить их в процессе работы.

Как построить дом из самана своими руками

Д ома и постройки из самана можно встретить в любой части света и не всегда в сельской глубинке: «мазанки» Украины, пуэбло Мексики, дувалы Средней Азии, уютные домики старой Европы, и хижины Африки. Более того, крупнейшее на Земле сооружение — Великая Китайская стена на 2/3 построена из самана.

Что за материал, как его делают, как используют и как построить дом из самана своими руками — разберемся по порядку.

Содержание.
1. Состав самана.
2. Готовим саман для строительства дома.
2.1 Определяем необходимые пропорции компонентов самана.
2.2 Замешиваем саман.
3. Строим дом из самана своими руками.
3.1 Формуем кладочные блоки.
3.2 Формовка по месту.
4. Потолки и перекрытия саманного дома.
5. Отделочные работы саманного дома.
6. Плюсы и минусы дома из саманной смеси.
7. Рекомендуемая литература по саманному строительству.

Состав самана

Для начала о составе, саман — это обычная глина, смешанная с песком и другими добавками. У строителей он имеет еще одно название — глинобетон. Глина в самане как цемент в обычном бетоне, соединяет воедино все компоненты входящие в материал.

Помимо глины и песка в состав самана входят:

  • Легкие наполнители, которые повышают теплозащитные свойства материала, снижают удельный вес, увеличивают прочность на разрыв, снижают усадку, препятствуя образованию трещин.

В качестве таких добавок подойдут волокнистые материалы, лучше всего солома. В дополнение к соломе или взамен ее можно использовать нарезанный камыш, стружку, сухую хвою, высушенную морскую траву и т.п.

  • Тяжелые минеральные наполнители увеличивают прочность на сжатие, снижают расход глины.

Для этого можно использовать щебень или гравий, речную гальку, бой кирпича. Так же для строительства дома из самана в качестве тяжёлых минеральных наполнителей в него можно добавить керамзит, доменный шлак, вспученный перлит, дополнительно повышающие тепловое сопротивление.

  • Присадки и пластификаторы. Снижают количество воды необходимое для затворения состава, тем самым уменьшают усадку при высыхании самана. Повышают пластичность материала, прочность при растяжении.

Издавна вместо сложной химии для приготовления самана для строительства дома использовали обычный навоз. Конский, коровий или верблюжий. Его затворяли с водой 1:1, давали сутки размякнуть, а затем добавляли к саману.

Сейчас в качестве добавок проще использовать казеин, ПВА эмульсию, силикат калия («жидкое стекло»). Хороший эффект дает добавление молочной сыворотки.

Готовим саман для строительства дома

Для изготовления качественного самана для строительства дома своими руками очень важны пропорции компонентов его составляющих.

До того как начать строительство, не пожалейте времени на предварительные исследования. Саму стройку лучше начать со вспомогательных построек, на которых отработать состав материала и технологию укладки.

В первую очередь нам нужна надежная основа — смесь глины и песка.

Несмотря на внешнее сходство, глина может отличаться по свойствам даже в пределах одного месторождения, не говоря уже о разных регионах. В одном случае добавлять песок почти не придется, в другом пропорции глина-песок составят 1/4 и более.

Для упрощения задачи, соберите информацию об изготовлении самана в регионе вашего строительства.

Определяем необходимые пропорции компонентов самана

Кроме того, проведем самостоятельные исследования. Для этого изготовим несколько образцов в виде кубиков с размерами граней порядка 10-15 см, и разными пропорциями глины и песка: от 1:1 до 1:5, с шагом 0,5.

Дадим образцам просохнуть и затвердеть — в теплую пору для этого потребуется от трех до пяти дней — осмотрим и испытаем образцы.

При оптимальных пропорциях, поверхность образца с трудом царапается ногтем, трещины отсутствуют. Будучи сброшенным с полутора — двух метров на твердую поверхность образец не разбивается. Допускается усадка порядка 1-3 процента.

Замешиваем саман

Замешивание саманной смеси наиболее трудоемкая часть работы, для которой есть смысл арендовать бетономешалку, лучше всего подойдёт с принудительным перемешиванием смеси.

Если мешалки нет, готовим смесь в неглубокой яме приблизительно 1,5-2 метра и глубиной 10-15 см. Выстилаем ее брезентом, другой прочной тканью, пластиковой пленкой.

В процессе замешивания к глине постепенно добавляем фибру — нарезанный легкий заполнитель (подходит солома), в среднем около 15% объема. Длину волокон регулируют исходя из удобства перемешивания, но при этом, чем длиннее они, тем лучше.

Читайте также:
Как шпаклевать стены – получение идеально гладкой поверхности

Использование гибкой брезентовой или тканевой подложки упрощает вымешивание. Периодически поднимая край такой подложки, мы собираем растоптанную массу в комок, одновременно переворачивая ее.

Вымешивают саман, топчась по нему ногами, что требует определенного навыка, а так же привычки ходить босиком.

Готовя ингредиенты, следите, чтобы в смесь не попало стекло, другие острые и режущие предметы.

Чем лучше вымешана смесь, тем прочнее саман.

Строим дом из самана своими руками

Существует два основных способа строительства:

  1. Из самана формуем блоки или кирпичи, высушиваем их и кладем на глиняном растворе как обычную кладку.
  2. Глинобитная техника — стены формуем прямо на месте из свежей глиняной смеси.

Первый способ проще, технологичней, но нуждается в ровной площадке для производства и сушки блоков. Второй, более трудоемкий, требует опыта работы с саманом, хорошей пластичности и вязкости смеси.

В работе лучшие всего совмещать оба способа: основной массив выкладывать из блоков, а сложные архитектурные элементы и украшения формировать по месту.

Формуем кладочные блоки

Для работы используем деревянные формы, представляющие собой прямоугольные ячейки без дна на два – три блока размером 19х19х40 см. Для защиты от влаги доски стоит промазать отработанным моторным маслом.

Замешиваем глинобетон и с силой забрасываем в формы, дополнительно уплотняя трамбовкой. Лишнюю массу срезаем.

Поднимаем форму вверх. При этом отформованные блоки остаются лежать на площадке. Ставим форму рядом и снова набиваем саманной смесью.

Блокам даем высохнуть три-семь дней в зависимости от погоды. При сушке надо избегать воздействия на блоки прямых лучей солнца, сильного ветра, в идеале сделать навес.

Укладываем подсохшие блоки в три-четыре яруса, с промежутками для вентиляции, перемежая ярусы прокладками из реек. Складываем под навесом до начала кладочных работ.

Кладку блоков ведем на глиняном растворе, сбрызгивая поверхность блоков водой для лучшего сцепления.

Формовка по месту

При глинобитной технике строительства саманного дома своими руками саманную смесь послойно укладываем непосредственно в конструкцию. Для удобства укладки можно использовать опалубку из деревянных щитов высотой 45-50 см, скрепленную таким образом, чтобы образовался прямоугольный разъемный короб.

Массу закладываем в форму и уплотняем трамбовкой с плоским либо полукруглым концом.

После того, как форма заполнена, смесь хорошо уплотнена, опалубку снимаем и переставляем дальше по ряду, вплотную к заполненному участку. Процесс повторяем, пока не пройдем весь ярус.

После чего поднимаемся на ярус выше и повторяем процедуру. Если глина в месте укладки высохла, увлажняем её, сбрызгивая водой, например, с помощью веника.

Сложные изделия формуем вручную. При этом укладываем саман в конструкцию небольшими порциями, уминая пальцами, либо деревянным штырем длиной 15-20 см с округлым оголовком под ладонь. Для лучшего сцепления сверху каждого слоя устраиваем продольные и поперечные буртики из глины. На время перерывов в работе обрез стены накрываем влажной мешковиной, соломой, укрываем полиэтиленовой пленкой от пересыхания. Особенно актуально это в жаркую, ветреную погоду.

Потолки и перекрытия саманного дома

Перекрытие саманных построек традиционно устраивается в виде свода, хотя устройство крыши и кровли может быть и традиционным. Для этого, предварительно устраиваем поддерживающую опалубку в виде купола или арки, по который укладываем блоки или глиняную смесь, укрепленную деревянным каркасом.

Это сложно, и над большими комнатами лучше обойтись деревянным перекрытием по балкам. А сводами и арками ограничиться над проемами, узкими коридорами, где выполнить их проще.

Отделочные работы саманного дома

Шероховатости саманных стен легко устраняются. Неровности срезаем, увлажняем с помощью кисти-макловицы, затираем войлочной теркой и полируем металлическим шпателем. Либо штукатурим тем же саманом, но без добавления лёгких и тяжёлых наполнителей (штукатуркой из глины, песка и воды)

Для укрепления стен используем грунт-краску из гашеной извести и воды в пропорциях 1:15, с добавлением казеина. Смесь наносим на стены кистью и заглаживаем металлическим шпателем.

Для окраски используем следующий состав: 1 часть обезжиренного творога, 2 части извести, 3 части воды. Смесь перемешивают, добавляют 4% льняной олифы, еще раз тщательно перемешивают. Наносим мягкой кистью.

Полы и горизонтальные поверхности пропитываем несколько раз льняной олифой, и натираем масляно-восковой мастикой. Такая обработка выдерживает и влажную уборку.

Плюсы и минусы дома из саманной смеси

Первый минус дома из самана это низкая технологичность. Каждая постройка требует индивидуального подхода, «штучного» подбора компонентов.

Второй минус — надежность. Да, некоторые постройки из самана стоят сотню и более лет. Однако, как правило, в сухих, жарких местах. В средних широтах нужно постоянно следить за состоянием конструкций, своевременно устранять повреждения. «Зацепившись» за небольшую трещинку или повреждение кровли, морозы и дожди приведут дом в аварийное состояние за пару десятков лет.

Низкая устойчивость к поражению биологическими факторами во многом преувеличена. Окраска известью с добавлением медного купороса решает все проблемы. Качественное строительство позволит избежать и поражения плесенью, и насекомых с грызунами.

Главное преимущество домов из самана — их «дружелюбность». Высокая гигроскопичность, ряд других свойств позволяют иметь в помещениях идеальное для проживания человека сочетание параметров.

Ещё один плюс — экономичность. С этой точки зрения саман практически вне конкуренции.

Читайте также:
Краска для флизелиновых обоев под покраску

И конечно, нельзя не упомянуть возможность самовыражения, которые дает глина. Из самана в прямом смысле можно вылепить все, что придет в голову, осуществив самый необычный, самый смелый замысел — построить дом своей мечты.

Рекомендуемая литература по саманному строительству

Г. Минке, «Глинобетон и его применение».

Я. Эванс, «Дом из самана: философия и практика». — читать с осторожностью! Вникать только в технологию, в философию не вникать! Написана пендосами, содержит деструктивные закладки, такие как «забей на всё, уйди жить в лес»! Технология строительства описана грамотно, полезного текста страниц 40.

Билл Моллисон, «Введение в Пермакультуру».

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

Саманный дом: что такое легкий и тяжелый саман, как из него строить

Для большинства современных людей саманный дом – это жилище предков из давно ушедшей эпохи. Мало кто знает, что такие дома до сих пор есть в деревнях, причем обитаемые и вполне комфортные. А некоторые сельчане и сейчас используют для строительства кирпич-сырец, сделанный из самана – смешанной с песком и соломой глины. На сегодняшний день это самый дешевый и натуральный стеновой материал, который при самостоятельном изготовлении может обойтись практически даром.

Каким бывает саман

Чтобы выяснить все про саманный дом – что это такое, как и из чего строится, чем отличается от кирпичного, нужно сначала разобраться с самим понятием самана. Этому старейшему строительному материалу уже несколько тысяч лет, он обнаружен даже в таких известных древних сооружениях, как египетские пирамиды и Великая китайская стена. Большинство жилищ в тех местах, где нет лесов и каменистых гор, тоже строили из него.

Размоченную в воде глину смешивали с сухой соломой и лепили из неё подобие кирпичей или блоков. Либо укладывали эту смесь в опалубку между двумя деревянными щитами, а после высыхания прорезали в стенах двери и окна.

Если деревянное и каменное домостроение за прошедшие годы очень изменилось и усовершенствовалось, то дом из глины по-прежнему строят по старой технологии, делая все, от изготовления кирпичей до возведения из них стен, вручную.

Для глиняных построек используют два вида самана – легкий и тяжелый.

  • В легком самане глины меньше, чем наполнителя, из него невозможно сформировать блоки, он применяется в качестве утеплителя стен и перекрытий в каркасных домах.
  • Тяжелый саман более чем наполовину состоит из глины, из него делают саманный кирпич, который сушат на открытом воздухе без применения обжига.

Характеристики материала зависят от его качественного состава. Плотность его легкой разновидности составляет около 500-550 кг/м 3 , он не отличается прочностью и не может самостоятельно нести нагрузку от кровли и других конструкций.

Тяжелый саман в три раза плотнее легкого. Показатель его плотности сравним с аналогичным для строительного кирпича, но его прочность гораздо ниже. Зато теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства выше примерно вдвое.

Сырье для самана

Саман – это превосходный материал для возведения различных хозяйственных построек, курятников, сараев для скота, так как он хорошо держит тепло. Дома для круглогодичного проживания из него тоже строят, но преимущественно в сельской местности. Также этот материал вызывает живой интерес у адептов здорового образа жизни и экожилья.

Для возведения достаточно прочной и долговечной постройки мало знать пропорции компонентов саманной смеси, нужно их правильно выбрать.

Глина

Саман делают из глины нормальной жирности. Тощая не свяжет материал, он получится хрупким, будет рассыпаться. А слишком жирная будет очень долго сохнет, что приведет к удлинению сроков строительства и может вызвать гниение органики, входящей в состав самана.

Обычно глину добывают из грунта, она находится под верхним плодородным слоем земли рядом с водоемами. Купить у строительной компании или накопать самостоятельно – решать вам.

Перед тем как делать тяжелый или легкий саман, нужно определить качество глины, для чего её заливают водой, дают разбухнуть и перемешивают. Должно получиться глиняное тесто, липнущее к рукам. Из него скатывают шарик диаметром около 5 см, кладут его на одну дощечку и медленно придавливают сверху другой.

  • Глина считается тощей, если шарик при сжатии рассыпается.
  • Шарик из нормальной глины начинает трескаться при сжатии примерно на треть диаметра.
  • Если трещины появляются только при сжатии на половину диаметра, глина слишком жирная.

Наполнители

Тощую глину использовать нельзя, а вот жирную можно исправить, разбавив песком до нормального состояния. С пропорциями придется экспериментировать, повторяя описанный тест. Обычно хватает 100-150 г песка на килограмм глины (соответственно, 100-150 кг на тонну).

На заметку! Дом из самана будет прочнее, если брать чистый и крупный карьерный песок не с круглыми, а многогранными частицами.

Основной наполнитель самана – сухая солома ржи, ячменя или озимой пшеницы либо сено из высушенной грубой травы без признаков гнили. Часть соломы можно заменить опилками.

Также в саманную смесь можно добавлять кизяк, которого должно быть 10% от объема глины. Он увеличивает пластичность материала и увеличивает его прочность за счет работы пищеварительных ферментов.

Читайте также:
Лопнула акриловая ванна что делать

Производство саманного кирпича

Среди строительных нормативных документов нет таких, которые разъясняют, что такое саман, и регламентируют возведение построек из него. Поэтому мастерам приходится ориентироваться на исторические свидетельства и собственный опыт.

Однозначно можно сказать, что этот материал нельзя применять для строительства домов при следующих условиях:

  • в очень влажном климате;
  • на затопляемых и подверженных наводнениям участках;
  • на склонах;
  • на затененных участках.

Строительство ведут только в теплое время года с минимальным количеством осадков.

Подготовка глины

Чтобы сырье было максимально пластичным, его готовят заранее – с осени, предшествующей году строительства. Глину укладывают слоями, проливая водой каждый слой толщиной около 15 см. Сложенную кучу укутывают соломой и оставляют на зиму промерзнуть.

Весной после таяния снега солому убирают и дают дождям хорошо промочить кучу. Но в теплую и сухую погоду её накрывают пленкой, чтобы на поверхности не образовалась корка.

Прежде чем делать саманный кирпич, это сырье смешивают с добавками и затворяют водой. Не поленитесь сделать и испытать несколько образцов с разными пропорциями компонентов, и выбрать самый прочный состав.

Видео описание

Как подобрать состав самана, смотрите в видео:

  • Как сделать саман. Выбираем состав самана. Природное строительство и экоматериалы. Эксперимент.

    Готовить смесь небольшими порциями в бетономешалке или корыте очень долго, поэтому лучше подготовить большую емкость или выкопать в земле неглубокую, но широкую яму и застелить её пленкой или сделать деревянную опалубку. В неё укладывают слоями все компоненты, поливают их водой, количество которой не должно превышать 20-25% от всего объема, и перемешивают. Делать это лопатами или вилами очень сложно. Гораздо проще смешивать саман ногами, топчась по нему. В деревнях к этой работе привлекают лошадей.

    Готовый однородный состав нужно оставить настаиваться и набираться пластичности примерно на сутки.

    Изготовление блоков

    Для изготовления кирпича или блоков сколачивают из досок прямоугольные формы без дна. Саман кирпич можно делать любого размера, предварительно определившись с толщиной стен и перегородок.

    Перед заполнением форм их смачивают водой и обсыпают стенки песком, смешанным с измельченной соломой, зерновой шелухой или мякиной, затем размещают на ровной деревянной площадке. Глиняную смесь укладывают внутрь и хорошо утрамбовывают, излишки смеси снимают с помощью натянутой проволоки или ровной дощечки.

    Для сушки блоков готовят две площадки:

    • одну с небольшим уклоном под открытым небом;
    • вторую ровную под навесом.

    Сырые кирпичи сначала выкладывают на первую площадку, чтобы стекала лишняя влага. Через сутки их переворачивают на другое ребро, затем на следующее. Спустя несколько дней схватившиеся изделия переносят под навес и складывают в шахматном порядке с обязательными зазорами между блоками для проветривания и равномерной сушки.

    Видео описание

    Технология изготовления сырцового кирпича показана в видеоролике:

  • Как сделать идеальный саманный блок!

    При сухой и солнечной погоде блоки сохнут около двух недель. К концу этого срока их поверхность должна приобрести равномерный цвет. Качество готовых изделий можно проверить, залив один кирпич водой в подходящей емкости. За сутки он не должен размякнуть или развалиться.

    Строительство из самана

    Стены из глины можно возводить двумя способами:

    • возвести каркас стен и перегородок и заполнить их легким саманом, укладывая его слоями;
    • сложить из саманных блоков, как из обычного кирпича.

    Работу лучше выполнять летом, в сухую погоду. Но, так как много времени уходит на изготовление и сушку кирпичей, с возведением стен можно не успеть справиться за короткий летний период. Если оно переносится на весенние или осенние месяцы, для кладки готовят цементно-известковый раствор, летом же можно использовать глиняный, аналогичный саманному, но с меньшим содержанием соломы, которую предварительно измельчают.

    Это важно! Определяя высоту потолков, важно помнить, что саманные стены сильно усаживаются, поэтому их нужно делать на 25-30 см выше.

    Приступая к строительству, учитывайте некоторые особенности технологии.

    • Расстояние от углов до оконных и дверных проемов и между ними должно быть не менее 1,5 метров.
    • Толщина перегородок и стен – не менее 0,6 метров.
    • В проемы в процессе кладки рекомендуется устанавливать деревянные пробки для крепления оконных и дверных рам.

    Совет! Все деревянные элементы каркаса и закладные детали перед монтажом необходимо пропитать антисептическим средством.

    • Перекрытия и каркас крыши делают деревянными, так как дом из глины и соломы может не выдержать нагрузки от железобетона и металлических конструкций.
    • К отделочным штукатурным работам можно приступать не ранее, чем через год после возведения стен, когда они дадут основную усадку.
    • Штукатурят стены внутри и снаружи в два слоя раствором из глины, песка, извести и измельченной соломы.

    Саман для строительства домов: за и против

    Самый весомый положительный аргумент у тех, кто для строительства дома использует саман, что это наиболее натуральный и дешевый материал. Это действительно так, но нужно учитывать не только плюсы, но и минусы, причем не самого материала, а построенных из него домов.

    Плюсы

    Постройки из кирпича-сырца обходятся очень недорого, если все делать своими руками. Для их изготовления не нужны дорогие инструменты и сложные технологические процессы, а глину и солому, живя в сельской местности, можно найти буквально под ногами.

    Читайте также:
    Люстра потолочная в детскую комнату: основные правила выбора.

    Выстроенные из него дома и хозпостройки имеют много достоинств.

    • Уникальный внешний вид и интерьер, особо ценимый поклонниками деревенского и эко-стиля.

    • Саморегуляция микроклимата внутри помещений.

    Глина – гигроскопичный материал, она забирает излишки влаги из окружающего воздуха, а когда он становится сухим, отдает их обратно. Поэтому в дома из глины и соломы не нужно устанавливать увлажнители воздуха и другое климатическое оборудование.

    • Высокая степень звукоизоляции.

    Жильцы таких домов утверждают, что в них очень тихо, даже если они находятся рядом с шумной автомагистралью или железной дорогой.

    • Отличная теплоемкость.

    Глинобитные стены благодаря массивности и высокой тепловой инерции долго удерживают тепло в натопленном помещении зимой и сохраняют прохладу в жаркие дни.

    Совет! Чтобы большая часть тепла не уходила через наружные стены, печь лучше ставить на удалении от них.

    • Изоляция электромагнитных волн.

    В глине содержится немало алюминия, который экранирует излучения.

    • Хорошая огнестойкость.

    Нельзя сказать, что саманные дома не горят, ведь они наполовину состоят из горючей органики. Но глиняные стены довольно хорошо и долго сопротивляются возгоранию.

    Минусы

    Гигроскопичность самана является и его слабой стороной, которая проявляется во влажном климате и в периоды затяжных дождей. Впитывая в себя влагу, он размягчается и теряет прочность. Если одна из стен чаще других попадает под косой дождь, дом может накрениться в её сторону. Но эту проблему можно решить качественной штукатуркой фасадов и устройством крыши с широкими свесами.

    Второй большой минус – привлекательность теплого натурального материала для грызунов и насекомых. Чтобы они не заводились в стенах, их нижнюю часть облицовывают камнем или штукатурят по металлической сетке с мелкими ячейками.

    Видео описание

    Про плюсы и минусы дома из глины, смотрите в этом видео:

  • Дом из самана плюсы и минусы. Купили дом в станице Динская Краснодарский край

    Коротко о главном

    Тем, кто хочет построить небольшой одноэтажный дом или сарай, но не имеет для этого достаточно средств, можно рассмотреть вариант его возведения из самана – пластичной смеси из глины с соломой. Сделанные из него кирпичи не нужно обжигать, достаточно высушить на солнце. Процесс весьма трудозатратный и долгий, но экономия в сравнении с другими материалами получается ощутимая. Жить в таком доме очень комфортно, но нужно постоянно следить за его состоянием.

    Саманный дом: что такое легкий и тяжелый саман, как из него строить

    Отправим материал на почту

    • Каким бывает саман
    • Сырье для самана
    • Глина
    • Наполнители
    • Производство саманного кирпича
    • Подготовка глины
    • Изготовление блоков
    • Строительство из самана
    • Саман для строительства домов за и против
    • Плюсы
    • Минусы
    • Коротко о главном
    • 6 комнат
    • 3 санузла
    • 305² Общая площадь

    • 3 комнаты
    • 2 санузла
    • 101² Общая площадь
    • 10 x 6м Площадь застройки

    • 2 комнаты
    • 1 санузел
    • 105² Общая площадь
    • 13 x 7м Площадь застройки

    • 6 комнат
    • 3 санузла
    • 356² Общая площадь

    • 2 комнаты
    • 2 санузла
    • 108² Общая площадь
    • 10 x 7м Площадь застройки

    • 5 комнат
    • 3 санузла
    • 270² Общая площадь

    • 5 комнат
    • 2 санузла
    • 152.3² Общая площадь
    • 14 x 8м Площадь застройки

    • 5 комнат
    • 2 санузла
    • 152² Общая площадь

    • 7 комнат
    • 3 санузла
    • 270² Общая площадь

    • 7 комнат
    • 3 санузла
    • 274² Общая площадь

    • 6 комнат
    • 5 санузлов
    • 450² Общая площадь

    • 4 комнаты
    • 2 санузла
    • 109.4² Общая площадь
    • 8 x 9м Площадь застройки

    • 6 комнат
    • 4 санузла
    • 365² Общая площадь

    • 6 комнат
    • 3 санузла
    • 231² Общая площадь

    • 5 комнат
    • 3 санузла
    • 167² Общая площадь

    • 5 комнат
    • 3 санузла
    • 168² Общая площадь

    • 4 комнаты
    • 2 санузла
    • 200² Общая площадь

    • 5 комнат
    • 2 санузла
    • 175² Общая площадь
    • 13 x 12м Площадь застройки

    • 5 комнат
    • 3 санузла
    • 278² Общая площадь

    • 5 комнат
    • 2 санузла
    • 207² Общая площадь

    Для большинства современных людей саманный дом – это жилище предков из давно ушедшей эпохи. Мало кто знает, что такие дома до сих пор есть в деревнях, причем обитаемые и вполне комфортные. А некоторые сельчане и сейчас используют для строительства кирпич-сырец, сделанный из самана – смешанной с песком и соломой глины. На сегодняшний день это самый дешевый и натуральный стеновой материал, который при самостоятельном изготовлении может обойтись практически даром.

    Каким бывает саман

    Чтобы выяснить все про саманный дом – что это такое, как и из чего строится, чем отличается от кирпичного, нужно сначала разобраться с самим понятием самана. Этому старейшему строительному материалу уже несколько тысяч лет, он обнаружен даже в таких известных древних сооружениях, как египетские пирамиды и Великая китайская стена. Большинство жилищ в тех местах, где нет лесов и каменистых гор, тоже строили из него.

    Размоченную в воде глину смешивали с сухой соломой и лепили из неё подобие кирпичей или блоков. Либо укладывали эту смесь в опалубку между двумя деревянными щитами, а после высыхания прорезали в стенах двери и окна.

    Если деревянное и каменное домостроение за прошедшие годы очень изменилось и усовершенствовалось, то дом из глины по-прежнему строят по старой технологии, делая все, от изготовления кирпичей до возведения из них стен, вручную.

    Читайте также:
    Люстры для гостиной в современном стиле

    Для глиняных построек используют два вида самана – легкий и тяжелый.

    • В легком самане глины меньше, чем наполнителя, из него невозможно сформировать блоки, он применяется в качестве утеплителя стен и перекрытий в каркасных домах.
    • Тяжелый саман более чем наполовину состоит из глины, из него делают саманный кирпич, который сушат на открытом воздухе без применения обжига.

    Характеристики материала зависят от его качественного состава. Плотность его легкой разновидности составляет около 500-550 кг/м 3 , он не отличается прочностью и не может самостоятельно нести нагрузку от кровли и других конструкций.

    Тяжелый саман в три раза плотнее легкого. Показатель его плотности сравним с аналогичным для строительного кирпича, но его прочность гораздо ниже. Зато теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства выше примерно вдвое.

    Сырье для самана

    Саман – это превосходный материал для возведения различных хозяйственных построек, курятников, сараев для скота, так как он хорошо держит тепло. Дома для круглогодичного проживания из него тоже строят, но преимущественно в сельской местности. Также этот материал вызывает живой интерес у адептов здорового образа жизни и экожилья.

    Для возведения достаточно прочной и долговечной постройки мало знать пропорции компонентов саманной смеси, нужно их правильно выбрать.

    Глина

    Саман делают из глины нормальной жирности. Тощая не свяжет материал, он получится хрупким, будет рассыпаться. А слишком жирная будет очень долго сохнет, что приведет к удлинению сроков строительства и может вызвать гниение органики, входящей в состав самана.

    Обычно глину добывают из грунта, она находится под верхним плодородным слоем земли рядом с водоемами. Купить у строительной компании или накопать самостоятельно – решать вам.

    Перед тем как делать тяжелый или легкий саман, нужно определить качество глины, для чего её заливают водой, дают разбухнуть и перемешивают. Должно получиться глиняное тесто, липнущее к рукам. Из него скатывают шарик диаметром около 5 см, кладут его на одну дощечку и медленно придавливают сверху другой.

    Наполнители

    Тощую глину использовать нельзя, а вот жирную можно исправить, разбавив песком до нормального состояния. С пропорциями придется экспериментировать, повторяя описанный тест. Обычно хватает 100-150 г песка на килограмм глины (соответственно, 100-150 кг на тонну).

    На заметку! Дом из самана будет прочнее, если брать чистый и крупный карьерный песок не с круглыми, а многогранными частицами.

    Основной наполнитель самана – сухая солома ржи, ячменя или озимой пшеницы либо сено из высушенной грубой травы без признаков гнили. Часть соломы можно заменить опилками.

    Также в саманную смесь можно добавлять кизяк, которого должно быть 10% от объема глины. Он увеличивает пластичность материала и увеличивает его прочность за счет работы пищеварительных ферментов.

    Производство саманного кирпича

    Среди строительных нормативных документов нет таких, которые разъясняют, что такое саман, и регламентируют возведение построек из него. Поэтому мастерам приходится ориентироваться на исторические свидетельства и собственный опыт.

    Однозначно можно сказать, что этот материал нельзя применять для строительства домов при следующих условиях:

    • в очень влажном климате;
    • на затопляемых и подверженных наводнениям участках;
    • на склонах;
    • на затененных участках.

    Строительство ведут только в теплое время года с минимальным количеством осадков.

    Подготовка глины

    Чтобы сырье было максимально пластичным, его готовят заранее – с осени, предшествующей году строительства. Глину укладывают слоями, проливая водой каждый слой толщиной около 15 см. Сложенную кучу укутывают соломой и оставляют на зиму промерзнуть.

    Весной после таяния снега солому убирают и дают дождям хорошо промочить кучу. Но в теплую и сухую погоду её накрывают пленкой, чтобы на поверхности не образовалась корка.

    Прежде чем делать саманный кирпич, это сырье смешивают с добавками и затворяют водой. Не поленитесь сделать и испытать несколько образцов с разными пропорциями компонентов, и выбрать самый прочный состав.

    Видео описание

    Как подобрать состав самана, смотрите в видео:

    Готовить смесь небольшими порциями в бетономешалке или корыте очень долго, поэтому лучше подготовить большую емкость или выкопать в земле неглубокую, но широкую яму и застелить её пленкой или сделать деревянную опалубку. В неё укладывают слоями все компоненты, поливают их водой, количество которой не должно превышать 20-25% от всего объема, и перемешивают. Делать это лопатами или вилами очень сложно. Гораздо проще смешивать саман ногами, топчась по нему. В деревнях к этой работе привлекают лошадей.

    Готовый однородный состав нужно оставить настаиваться и набираться пластичности примерно на сутки.

    Изготовление блоков

    Для изготовления кирпича или блоков сколачивают из досок прямоугольные формы без дна. Саман кирпич можно делать любого размера, предварительно определившись с толщиной стен и перегородок.

    Перед заполнением форм их смачивают водой и обсыпают стенки песком, смешанным с измельченной соломой, зерновой шелухой или мякиной, затем размещают на ровной деревянной площадке. Глиняную смесь укладывают внутрь и хорошо утрамбовывают, излишки смеси снимают с помощью натянутой проволоки или ровной дощечки.

    Для сушки блоков готовят две площадки:

    • одну с небольшим уклоном под открытым небом;
    • вторую ровную под навесом.

    Сырые кирпичи сначала выкладывают на первую площадку, чтобы стекала лишняя влага. Через сутки их переворачивают на другое ребро, затем на следующее. Спустя несколько дней схватившиеся изделия переносят под навес и складывают в шахматном порядке с обязательными зазорами между блоками для проветривания и равномерной сушки.

    Читайте также:
    Клинкерная фасадная плитка. Как выбрать правильно?

    Видео описание

    Технология изготовления сырцового кирпича показана в видеоролике:

    При сухой и солнечной погоде блоки сохнут около двух недель. К концу этого срока их поверхность должна приобрести равномерный цвет. Качество готовых изделий можно проверить, залив один кирпич водой в подходящей емкости. За сутки он не должен размякнуть или развалиться.

    Строительство из самана

    Стены из глины можно возводить двумя способами:

    • возвести каркас стен и перегородок и заполнить их легким саманом, укладывая его слоями;
    • сложить из саманных блоков, как из обычного кирпича.

    Работу лучше выполнять летом, в сухую погоду. Но, так как много времени уходит на изготовление и сушку кирпичей, с возведением стен можно не успеть справиться за короткий летний период. Если оно переносится на весенние или осенние месяцы, для кладки готовят цементно-известковый раствор, летом же можно использовать глиняный, аналогичный саманному, но с меньшим содержанием соломы, которую предварительно измельчают.

    Это важно! Определяя высоту потолков, важно помнить, что саманные стены сильно усаживаются, поэтому их нужно делать на 25-30 см выше.

    Приступая к строительству, учитывайте некоторые особенности технологии.

    • Расстояние от углов до оконных и дверных проемов и между ними должно быть не менее 1,5 метров.
    • Толщина перегородок и стен – не менее 0,6 метров.
    • В проемы в процессе кладки рекомендуется устанавливать деревянные пробки для крепления оконных и дверных рам.

    Совет! Все деревянные элементы каркаса и закладные детали перед монтажом необходимо пропитать антисептическим средством.

    • Перекрытия и каркас крыши делают деревянными, так как дом из глины и соломы может не выдержать нагрузки от железобетона и металлических конструкций.
    • К отделочным штукатурным работам можно приступать не ранее, чем через год после возведения стен, когда они дадут основную усадку.
    • Штукатурят стены внутри и снаружи в два слоя раствором из глины, песка, извести и измельченной соломы.

    Саман для строительства домов: за и против

    Самый весомый положительный аргумент у тех, кто для строительства дома использует саман, что это наиболее натуральный и дешевый материал. Это действительно так, но нужно учитывать не только плюсы, но и минусы, причем не самого материала, а построенных из него домов.

    Плюсы

    Постройки из кирпича-сырца обходятся очень недорого, если все делать своими руками. Для их изготовления не нужны дорогие инструменты и сложные технологические процессы, а глину и солому, живя в сельской местности, можно найти буквально под ногами.

    Выстроенные из него дома и хозпостройки имеют много достоинств.

    • Уникальный внешний вид и интерьер, особо ценимый поклонниками деревенского и эко-стиля.

    Глина – гигроскопичный материал, она забирает излишки влаги из окружающего воздуха, а когда он становится сухим, отдает их обратно. Поэтому в дома из глины и соломы не нужно устанавливать увлажнители воздуха и другое климатическое оборудование.

    • Высокая степень звукоизоляции.

    Жильцы таких домов утверждают, что в них очень тихо, даже если они находятся рядом с шумной автомагистралью или железной дорогой.

    • Отличная теплоемкость.

    Глинобитные стены благодаря массивности и высокой тепловой инерции долго удерживают тепло в натопленном помещении зимой и сохраняют прохладу в жаркие дни.

    Совет! Чтобы большая часть тепла не уходила через наружные стены, печь лучше ставить на удалении от них.

    • Изоляция электромагнитных волн.

    В глине содержится немало алюминия, который экранирует излучения.

    • Хорошая огнестойкость.

    Нельзя сказать, что саманные дома не горят, ведь они наполовину состоят из горючей органики. Но глиняные стены довольно хорошо и долго сопротивляются возгоранию.

    Минусы

    Гигроскопичность самана является и его слабой стороной, которая проявляется во влажном климате и в периоды затяжных дождей. Впитывая в себя влагу, он размягчается и теряет прочность. Если одна из стен чаще других попадает под косой дождь, дом может накрениться в её сторону. Но эту проблему можно решить качественной штукатуркой фасадов и устройством крыши с широкими свесами.

    Второй большой минус – привлекательность теплого натурального материала для грызунов и насекомых. Чтобы они не заводились в стенах, их нижнюю часть облицовывают камнем или штукатурят по металлической сетке с мелкими ячейками.

    Видео описание

    Про плюсы и минусы дома из глины, смотрите в этом видео:

    Коротко о главном

    Тем, кто хочет построить небольшой одноэтажный дом или сарай, но не имеет для этого достаточно средств, можно рассмотреть вариант его возведения из самана – пластичной смеси из глины с соломой. Сделанные из него кирпичи не нужно обжигать, достаточно высушить на солнце. Процесс весьма трудозатратный и долгий, но экономия в сравнении с другими материалами получается ощутимая. Жить в таком доме очень комфортно, но нужно постоянно следить за его состоянием.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: