Как сделать мотоблок своими руками

Особенности самодельного мотоблока в домашних условиях

Автомеханик, специализируется на С/Х технике

Дачный участок – источник множества радостных эмоций для любителей загородной жизни, и не последнее место занимает удовольствие от выращенных на своем участке овощей, картошки и зелени. Но вот обработка надела, перекапывание и окучивание доставляет больше проблем. Да и не у каждого дачника хватит сил и здоровья ковыряться с лопатой. И тут на помощь придет мотоблок, а чтобы не тратить кучу денег на покупку дорого агрегата, вполне возможно собрать его своими руками.

Чертежи и рекомендации, как можно собрать мотоблок

Мотоблок, собранный самостоятельно, имеет огромное преимущество перед покупными аналогами. Все размеры мотоблока и конструкцию можно адаптировать под себя и свои нужды. Если нужно совместить плуг и снегоочиститель, это вполне возможно, а если важно наличие гусениц и вместительного прицепа, такой вариант тоже вполне достижим. Размеры мотоблоков колеблются от небольших агрегатов весом менее 10 кг до настоящих мини-тракторов с огромным набором полезных функций и скоростью до 60 км/ч.

Все чертежи можно без труда найти в интернете, и, приложив немного старания, они подгоняются под конкретные нужды. Здесь не понадобится инженерное образование, достаточно практического опыта работы с металлом и чтения чертежей.

Для того чтобы упростить задачу, можно воспользоваться помощью многочисленных видео по сборке самодельных мотоблоков своими руками в домашних условиях. В видео можно увидеть все детали процесса изготовления, которые невозможно указать в полной мере на сборочных схемах. Опыт народных умельцев за несколько десятков лет накопил целую энциклопедию отработанных решений. Воспользовавшись этим богатым опытом, можно избежать многих ошибок, а в конечном итоге привнести что-то свое в эту копилку.

В этом видео вы узнаете плюсы и минусы самодельного мотоблока:

Необходимые материалы

Для изготовления мотоблока лучше всего подойдет двигатель от старого мопеда или мотоцикла, кроме этого базового элемента, понадобится еще целый ряд разных материалов:

  • стальная труба диаметром не менее 20 мм. Лучше использовать для несущей рамы максимально массивную основу, которую возможно обработать вручную;
  • листовое железо для формирования деталей корпуса и обшивки;
  • толстый стальной пруток для несущей оси;
  • подшипник оси вращения;
  • редуктор;
  • элементы трансмиссии для подвески;
  • система обработки почвы;
  • колеса, стальные обода или камерные шины с глубоким протектором.

Список, безусловно, далеко не полный, все элементы для создания передвижного агрегата можно подобрать только после проектирования конструкции.

Не забываем про соответствующий материал для сбора мотоблока

Обычно при самостоятельной сборке техники на первый план выступает фактор экономии ресурсов, и поэтому в мотоблоках применяются те детали, которые остались от пришедших в негодность машин и мотоциклов и после небольшой доработки еще смогут послужить хозяину. Дополнительным источником базы деталей может выступать гараж соседей по участку или автомобильная разборка. Также есть вариант воспользоваться помощью многочисленных блогов, сообществ по ремонту техники своими руками, распространенными в сети.

Также от самого мастера потребуются хотя бы начальные знания по устройству двигателя внутреннего сгорания, коробки передач, редуктора хода и основам металлообработки. Если в знаниях чувствуется пробел, его можно восполнить с помощью специальной литературы или интернет-ресурсов. Браться за такую сложную работу вообще без какого-то опыта опрометчивый шаг.

Важно! Двигатель – это основа устройства, и необходимо точно убедиться в его работоспособности.

Инструменты для сборки

Конечно же, не обойтись в столь сложных работах без специального инструмента. Самое необходимое, без чего начинать работы будет бессмысленно:

  • сварочный аппарат и электроды;
  • комплект слесарного инструмента, включая ножовки, напильники, тиски, фрезы и зенкеры, плашки и метчики под различную резьбу;
  • дрель или мощный шуруповерт, с комплектом сверл разной толщины;
  • набор рожковых ключей;
  • отвертки;
  • болгарка и отрезные диски по металлу;
  • комплект различных гаек, болтов и саморезов;
  • измерительный инструмент, линейка, рулетка, угольник, штангенциркуль и нутромер.

Для полного обеспечения пригодится еще мини-токарный станок, но это уже достаточно экзотический инструмент для домашнего мастера. Хотя с помощью него можно легко выточить именно ту деталь, без которой мотоблок не работает должным образом.

С инструментом необходимо уметь обращаться и, что еще важнее, соблюдать технику безопасности. Работы с таким устройством, как сварочный аппарат или болгарка, могут привести к возгоранию или нанести непоправимый вред здоровью. Поэтому крайне важно:

  1. Соблюдать инструкции производителя инструмента.
  2. Работать в защитных перчатках и очках.
  3. Спецодежда должна плотно прилегать к телу и изготавливаться из трудногорючих материалов.
  4. Обязательно проверять исправность электроинструмента и проводки перед началом работ.
  5. Все действия должны проводиться в хорошо освещенных и проветриваемых помещениях.

Внимание! Соблюдение техники безопасности при работах со сварочным и режущим инструментом – обязательное требование

Как сделать мотоблок? Пошаговое изготовление мотоблока своими руками

Итак, процесс сборки мотоблока состоит из следующих этапов:

  1. Проектирование, сбор и подготовка материалов и чертежи размеров мотоблока. Чем лучше будет проведена подготовка, тем меньше придется разбираться с переделкой собственных ошибок.
  2. Сборка и сварка несущей рамы. Габариты рассчитываются, в зависимости от основного назначения, на раму приходится большая часть нагрузки, и сварка должна выполняться предельно качественно, а толщина стенки трубы должна быть не менее 2 мм.
  3. Установка на раму мотора. К мотору присоединяется выхлопная труба и ручки управления, здесь очень важна компоновка элементов, и крепление мотора должно быть достаточно надежным.
  4. Подготовка, установка и подсоединение редуктора. Этот элемент обеспечивает передачу движущей силы мотора на колесный привод, при другой компоновке усилие может перераспределяться на аппарат для перекапывания земли или фрезу.
  5. Установка колесной базы. Обычно для движения используются обрезиненные колеса с глубоким протектором диаметром от 30 см. В некоторых моделях колеса заменены на цельнометаллические обода с рифленой структурой, которые разрыхляют, а не укатывают почву. Еще один вариант устройства мотоблока — это гусеничный ход с установкой контрроликов к ступицам и основы для гусениц из старых покрышек или ремней.
  6. На двигатель устанавливается принудительное воздушное охлаждение.
  7. Навешивается топливный бак, и протягивается питающий шланг к мотору.
  8. Устанавливаются грунтозацепы для мотоблока.
  9. Все элементы тщательно закрепляются, устанавливаются защитные кожухи.
  10. Аппарат готов к тестовому запуску.
Читайте также:
Категория - Без рубрики - OBRAWA - Всё о строительстве


Предварительно устройство нужно проверить в работе на холостом ходу и только после нескольких пробных запусков подключать сначала легкую и затем полную нагрузку. В процессе тестовой эксплуатации важно отслеживать все посторонние шумы и вибрации и сразу устранять причину их появления.

Советы профессионалов, как сделать мотоблок своими руками

Идеальным выбором мотора для самодельного мотокультиватора станет движок от мотоцикла «Иж» или бензопилы «Дружба» или «Урал», они достаточно мощные и иногда даже требуют понижения усилия.

Одна из самых продуманных конструкций принадлежит Валентину Архипову, в интернете доступны схемы и видео компоновки разных его агрегатов и адаптеров к мотоблоку. На основе его разработок можно развивать собственный проект по сборке мотоблока своими руками.


Для присоединения различного дополнительного оборудования и прицепов лучше всего подойдет шарнирное соединение, оно придаст маневренность общей конструкции.

Для того чтобы при выполнении мотоблока своими руками лучше чувствовать габариты и избежать заноса при движении под нагрузкой, плуг делают со смещенной, относительно движения аппарата, осью.

Для автоматической регулировки глубин вспахивания плуга удобно применять специальную регулируемую рейку, ограничивающую и выравнивающую движение инструмента во время вспашки.

С помощью установки дополнительной звездочки и передачи движения привода на щетку можно успешно расчищать территорию от листьев и снега.

Сборка мотоблока – дело непростое и требует навыков и умений. Но ничего непреодолимого в этом нет. Используя базу технической литературы, а самое главное, советы с форумов любителей самодельной техники, практически любой человек сможет собрать агрегат для дачных нужд по своим желаниям и потребностям.

Как сделать своими руками мотоблок

Почти десяток лет тому назад приобрёл домик с приусадебным участком в деревне. Участок надо было обрабатывать, но без техники этот труд был непосильным, а денег на неё уже не осталось. Вот и вынужден был построить для этих целей мотоблок.

Опыт самодеятельного конструирования к тому времени у меня уже имелся — опять же для поездок в деревню в зимнее время сделал «палочный» снегоход (с ремённо-брусковой гусеницей). Мотоблоков же хотя и видел немало (как промышленного производства, так и самодельных), но сам таковой строил впервые, поэтому многое делал так, как подсказывало чутьё. В прикидках мотоблок должен был стать ещё и транспортным средством для тех же поездок, причём грузовым и даже вездеходным, так как часть пути до деревни составлял просёлок, который и дорогой-то назвать можно только с большой натяжкой.

Забегая вперёд, отмечу, что конструкция оказалась довольно удачной: простой и надёжной. Впоследствии я сам построил несколько подобных мотоблоков на заказ, да и другие умельцы, в том числе и ребята, при постройке своих машин взяли его за образец. При подготовке публикации использовал фотографии нескольких из них, поэтому исполнение отдельных узлов может и не совпадать с исходной конструкцией. Но зато может быть использовано теми, кто захочет повторить конструкцию в своём варианте.

Делаем мотоблок своими руками чертежи размеры

С выбором силового агрегата проблем не было — в наличии имелся не новый, но вполне работоспособный двигатель от мотоцикла «ИЖ-Планета-3». Его когда-то приобрёл «в мешке», разобранным на части, но проревизировал и собрал. Проектной мощности 18 л.с. он, конечно, обеспечить уже не мог, так как его цилиндр был уже довольно изношен, но сил 15 — 16 он всё же выдавал.

Признаться, и этого хватало с избытком. От него, как от печки, и начал «плясать», хотя особых переделок, кроме оборудования цилиндра принудительным воздушным охлаждением, на нём не производил. Позднее заменил клапан на лепестковый — с ним характеристики двигателя изменились в лучшую сторону — облегчился пуск, заметно увеличилась тяга, уменьшился расход топлива, да и сам двигатель стал работать плавнее и тише.

Читайте также:
Как избавиться от запаха из термоса с помощью подручных средств

Значительной реконструкции пришлось подвергнуть другой агрегат — редуктор. Его вместе с гпавной передачей использовал от грузового мотороллера «Муравей».

Во-первых, удалил из чашки дифференциала сателлиты. Окна чашки расширил, срезав сваркой перемычки между соседними парами уже имевшихся окон. Чашку дифференциала посадил на вал и приварил через расширенные окна одну деталь к другой.

Во-вторых, выточил приводной вал основным диаметром 30 мм для установки фрез или колёс с цапфами в серединной его части под подшипники 207 (заменил их на 80207 — с боковыми защитными шайбами). На концах вала, совместно со ступицами колёс, просверлил отверстия, в которые вставил цилиндрические шпонки — как оказалось, при интенсивной и тяжёлой эксплуатации диаметральные болты, крепящие колёса на валу, не выдерживают — их срезает. В торцах вала выполнил резьбовые отверстия (гнёзда) М10, в каждое из которых вкручивал винт с уширенной шайбой — она не позволяет выпадать шпонке. Здесь же отмечу, что колёса — от мотоблока промышленного производства «Каскад». Для землеобрабатывающих работ ставлю бескамерные (гусматик) колёса размером 5.00-10″, а для транспортных — пневматические 6.00-12″.

В-третьих, срезал с картера редуктора выступающие за пределы его половинок ушки-втулки. Сами половинки картера «обложил» с трёх сторон (спереди, сверху и сзади) обвязкой из стального прокатного уголка с полками 30×25 мм. С обвязкой пришлось повозиться, чтобы поплотнее её подогнать, но зато теперь усилился и сам дюралюминиевый картер.

Вал со звёздочками переставил с левой части привода на правую. Крепёжные отверстия в щёчках (фланцах) первичного вала редуктора почти совпадают, за исключением некоторых, — их надо просверлить. Такую перестановку можно было бы и не делать, но это упростило трансмиссию и дало возможность обойтись без промежуточного вала.

Затем перешёл к компоновке взаимного расположения силового агрегата и редуктора. Но предварительно изготовил мотораму (по сути, она же служит и рамой всего мотоблока). Моторама представляет собой трубу квадратного сечения длиной 600 мм, сваренную из двух отрезков швеллера №12. На мотораме сверху разместил картер силового агрегата, а снизу к ней пристыковал картер редуктора так, чтобы приводной вал располагался примерно на середине её длины. Поскольку расстояния от плоскостей симметрии у мотора и редуктора разные, первый пришлось сместить на десяток миллиметров в левую (по ходу) сторону. При этом картер двигателя подвинул на мотораме ещё вперёд, чтобы немного увеличить расстояние между звёздочками трансмиссии и установить между ними ещё одну — натяжную. В этом месте трансмиссии (между звёздочками силового агрегата и редуктора) для увеличения тягового усилия можно было бы установить промежуточный вал (иногда его называют «ходоуменьшителем»). Но на моём мотоблоке приемлемое общее передаточное число «выведено» за счёт применения коробки перемены передач от «ИЖ-56», а мощности двигателя и так в избытке.

После выверки взаимного расположения в одной плоскости выходной звёздочки силового агрегата (звёздочка вторичного вала КПП силового агрегата) и входной звёздочки редуктора к мотораме приварил обвязки половинок картера, а для крепления на мотораме силового агрегата — кронштейны-ушки из стального 4-мм листа, выгнутого в форме штампованного швеллера. На мотораму установил картер двигателя, примерил и приварил к ней кронштейны. По месту просверлил в кронштейнах крепёжные отверстия. Вообще-то, если в кронштейнах крепления картера двигателя выполнить не обычные отверстия, а продолговатые пазы, то можно обойтись и без натяжной звёздочки, а натягивать цепь — смещением двигателя относительно моторамы, упростив этим конструкцию трансмиссии.

После компоновки основных агрегатов приступил к конструированию остальных креплений: рычагов управления, прицепных и навесных устройств. Рычаги управпения (изготовлены из толстостенной трубы наружным диаметром 27 мм) прикручиваются к заднему кронштейну крепления силового агрегата и поддерживаются подкосами. А на самих рычагах позже закрепил на стойках топливный бак. Сзади к мотораме приварил форкоп — часть тягово-сцепного устройства мотоблока с тележкой. Форкоп служит для навески землеобрабатывающих орудий: плуга, культиваторов и др. Впереди к мотораме приварил штырь для навески балластных плит, повышающих сцепление с дорогой на раскисшем просёлке или с почвой при обработке посадок на участке.

Как было отмечено в начале статьи, цилиндр двигателя оборудовал принудительным воздушным охлаждением. Крыльчатка центробежного типа — от салонной печки автомобиля УАЗ. Привод крыльчатки — через ремённую передачу со шкивами с передаточным числом 1. Приводной шкив смонтирован на роторе генератора. В качестве ремня использовано резиновое кольцо («пассик»), отрезанное от камеры мотоцикла «ИЖ» — оно не требует натяжения и легко снимается для отключения привода в прохладную погоду. Кожух выклеил из стеклоткани на эпоксидном связующем по предварительно изготовленному проволочному каркасу. Он (кожух) — быстросъёмный, закрепляется на цилиндре двумя пружинами. Но следует признать, что крыльчатка не в полной мере обеспечивает охлаждение цилиндра в экстремальных условиях при движении на низших передачах, а потому планирую её заменить.

Читайте также:
Можно ли вывести батарею на балкон

Фрезы для мотоблока своими руками

Фрезы (их две) тоже сам делать не стал, а, как и колёса, приобрёл заводские, «стрельчатые», или, по-другому, — «гусиные лапки» — их делают на местном Пермском заводе для мотоблока «Каскад». Ступицы фрез — толстостенные трубы с внутренним диаметром 30 мм — без переделок насаживаются на вал моего мотоблока — ведь вал я под них и вытачивал. Закрепляются фрезы на валу двумя болтами каждая, через соответствующие сквозные отверстия в обеих деталях. Диаметр ометания фрез по «стрелкам» составляет 350 мм. Каждая снабжена четырьмя рядами лап (по три лапы в ряду). И надо отметить, что этими фрезами остался доволен: они не дробят сорняки, а выбрасывают их на поверхность (правда, иногда и наматываются), не зарываются в землю и идут плавно. Даже проводил такой эксперимент: работающий мотоблок отпускал в «свободное плавание» вдоль по 50-метровому участку, и он самостоятельно нормально пахал (культивировал), никуда не сворачивая. Конструкции подобных, но самодельных фрез не раз приводились на нашем сайте www.umeltsi.ru, а потому даю без чертежа. Ширина захвата при культивации с удлинителями вала — до 900 мм.

Кроме «стрельчатых» фрез приспособил готовые или изготовил и другие землеобрабатывающие орудия: плужок, окучник, культиватор, картофелевыкапыватель.

Минимальная скорость мотоблока около 5 км/ч. На такой скорости произвожу пахоту, культивацию, копаю картошку.

Зажигание на двигатель поставил электронное — от мотоцикла «Восход». Мотоблок оборудовал путевой фарой.

Поскольку мотоблок сразу задумывался ещё и как мототягач, то для него изготовил прицепную грузовую одноосную тележку с кузовом грузоподъёмностью до полутонны и двухместным сиденьем. Сделать мягкий диван со спинкой тоже не составляло большого труда, но тогда нельзя было бы перевозить длинномерные грузы, а иногда приходится транспортировать брёвна длиной до шести метров. Впрочем, и спинку нетрудно сделать съёмной. Дышло прицепа — из прямоугольной трубы сечением 50×40 мм с 2,5 мм стенками. Оно подкреплено ещё двумя подкосами из равнополочного уголка №4.

Тягово-сцепное устройство — простое, но надёжное, шкворневого типа. Кузов тележки с размерами в плане 1200×1200 мм — деревянный, борта — из доски-вагонки толщиной 16 мм, пол — из доски «двадцатки» и обшит стальным 1,5-мм листом.

Телега для мотоблока своими руками

Шасси тележки с колеёй колёс 1500 мм собрано из двух боковых прицепов от мотоцикла «ИЖ». Колёса тоже от него. Их подвеска торсионная, мягкая, поэтому проехать на тандеме «мотоблок — тележка» 60 — 70 км по относительно ровной полевой дороге не составляет труда. До скорости в 50 км/ч тандем послушен в управлении. За сезон накатываю на нём 3 — 4 тысячи километров по делам: в лес за дровами, в поле за сеном (вот только косить его пока «не научил») и на рыбалку. Очень важный узел прицепа и мотоблока — тягово-сцепное устройство. Конструкция его может быть разной, но надёжной. Ещё оно должно позволять прицепу поворачиваться относительно мотоблока не только в горизонтальной плоскости, но и в ограниченном вертикальном секторе, чтобы не происходило зависания колеса тележки. Общая длина прицепной тележки — 2.5 метра.

За счёт мощности двигателя, сблокированных колёс, обутых в шины с крупным протектором типа «ёлочка», скоростных качеств мотоблок с прицепной тележкой получился машиной повышенной проходимости, поэтому эксплуатирую его с ранней весны до поздней осени. В некоторых дорожных (а точнее — бездорожных) ситуациях выручает и появившаяся за счёт редуктора передача заднего хода. Колёса на валу, а точнее их ступицы, закрепляются двумя болтами. Но от нещадной эксплуатации мотоблока болты не раз срезало. Поэтому дополнительно закрепил их от проворачивания на валу ещё продольными цилиндрическими шпонками.

Мотоблок стал незаменимым помощником на приусадебном участке и вообще в хозяйстве.

За время эксплуатации перебрал только редуктор: увеличился люфт в подшипниках. И то пожалел — сезона два ещё можно было бы ездить.

Как сделать самодельный мотоблок своими рукам

Обработка земли при возделывании приусадебного участка всегда требует определенных физических усилий и времени. Поэтому некоторые владельцы земельных участков со временем обзаводятся мотоблоками, значительно облегчающими данную работу. Их разнообразие сегодня широко представлено на рынке, но при желании его можно сделать и самому, существенно сэкономив при этом средства, и собрав технику под конкретные условия эксплуатации. Многие умельцы предпочитают собирать мотоблок своими руками.

Техника на основе ДВС

Самоделки с установленными двигателями внутреннего сгорания обладают большей мощностью и функциональностью по сравнению с электрическими собратьями. Это позволяет существенно расширить сферу их использования. Навесное оборудование в виде плуга, плоскореза, культиватора, грабель, легко крепится на кронштейне рамы. Также агрегат можно легко трансформировать в каток или домашний мини-трактор.

Задавшись вопросом «как сделать самодельный мотоблок»,прежде всего необходимо разобраться в его устройстве. Чтобы собрать самодельный мотокультиватор своими руками необходимы, прежде всего, двигатель, трансмиссия и понижающий редуктор.

Читайте также:
Ленточно-столбчатый фундамент для каркасного дома

Для сборочных работ понадобится стандартный набор инструментов: комплект гаечных ключей, дрель, болгарка, сварочный аппарат, а при сборке более сложных и грузоподъемных машин еще и токарная, и фрезерная обработка некоторых узлов.

Культиватор из бензопилы

Пожалуй, самым оптимальным вариантом при изготовлении самодельного мотокультиватора является использование при его создании двигателя от бензопилы. Плюсами здесь являются производительность и мощность агрегата, нетребовательность к топливу, малый вес и компактность. Да и с комплектующими при его сборке особых трудностей не возникнет. Все необходимое можно найти на авторынке или барахолках.

Общая схема мотоблока:

  • рама мотоблока делается в виде ромба из металлического уголка размером 3200х3200х3200 мм;
  • двигатель монтируется на поперечины сверху, бензобак, как правило, крепится чуть ниже;
  • опоры промежуточного вала крепятся к передним стойкам;
  • опоры ходового вала устанавливаются на продольные ребра

При такой компоновке центр тяжести агрегата имеет заднее расположение (над опорным колесом), поэтому для его смещения можно установить дополнительный утяжелитель спереди.

Для регулировки скорости используется родная КПП, также используются мотоциклетные звездочки (основная и промежуточная,) количество зубьев которых подбирается с учетом необходимой выдаваемой мощности. Рабочие инструменты агрегата выполняются в виде колес с ножами и могут выполнять функцию триммера, мотофрезы или мототяпки.

В качестве альтернативы можно использовать и двигатель от бензокосы, который схож по своим характеристикам с приводом мотопилы.

Мотоблок из мотоцикла

Зачастую старая мототехника может годами ржаветь в гаражах и сараях, но ведь она может легко обрести вторую жизнь. Мотоциклетные двигатели отлично подходят для создания самодельного мотокультиватора своими руками, но чаще всего используются двухтактные двигатели от старых моделей, а также от мотороллеров. Но в последнее время активно стали применяться моторы и от скутеров или мопедов, давая переделкой вторую жизнь поломанной технике.

Трансмиссия бывает нескольких типов:

  • зубчатая — наиболее распространенная и легко монтируемая;
  • комбинированная (зубчато-червячная передача);
  • цепно-ременная, зубчатая;
  • гидроредуктор — набирающий популярность, но наиболее дорогой по сравнению с механической вид трансмиссии.

Какую систему использовать, каждый выбирает в зависимости от имеющихся деталей и закладываемой функциональности техники. Но из практики можно отметить, что самодельные триммеры по своим характеристикам могут составить конкуренцию заводским моделям.

Возможные схемы

Из уголка сваривается рама необходимого размера, к которой крепится двигатель с системой подачи топлива и бензобаком. Передача крутящего момента от редуктора, понижающего скорость, на колеса, осуществляется через цепь. При этом можно использовать мост от мототехники-донора, установленный на колесную ось. Все органы управления переносятся на руль агрегата.

При конструировании более тяжелой техники используется типовой двигатель ЗИД-5 или другие его модификации, которые ранее широко применялись на различных агрегатах. В связку с ним устанавливается коробка передач от «Запорожца» и облегченный ведущий мост.

Агрегаты с электроприводом

При обработке небольших земельных участков хорошим подспорьем может стать культиватор на электроприводе. Наиболее популярной является промышленная модель «Крот». Как правило, электрокультиватор имеет меньшую мощность, а его использование ограничивается шнуром электропитания. Но все же данная техника весьма популярна среди дачников. При этом многие умельцы предпочитают изготавливать самодельный электрокультиватор своими руками.

Принцип работы

Силовым агрегатом электрокультиватора является электродвигатель, который передает крутящий момент на фрезу колесного типа или другой элемент землеобработки через редуктор. Органы управления техникой располагаются на руле. Чаще всего электрокультиваторы одноколесные

Необходимая глубина рыхления почвы достигается за счет нажима на ручки руля и регулировки высоты сошника. Как правило, она составляет около 25 сантиметров, чего достаточно для культивирования почвы.

Вторая жизнь мясорубки

В качестве основы для самодельного электрокультиватора можно использовать любой электродвигатель, рассчитанный на 220 В, но чаще всего умельцы применяют силовой блок и редуктор от электрической мясорубки.

Единственно, что придется сделать — сбить рабочую насадку и установить на ее место вал (чаще всего для этих целей берут расточенный лом). К валу крепятся колеса-грунтозацепы с ножами, которые легко разбивают и рыхлят землю.

Но в качестве силовых блоков могут применяться и другие виды электротехники, поэтому, если есть желание поэкспериментировать со сборкой электрокультиватора своими руками, чертежи подобной техники можно легко найти в интернете.

Originally posted 2018-04-18 12:20:21.

Самодельный мотоблок: изготовление техники своими руками

Земельные наделы в деревнях и большие дачные участки требуют колоссальных трудовых затрат в период вспашки, окучивания и культивации. Значительно облегчить задачу можно с помощью трактора, но его стоимость для многих мелких фермеров и огородников запредельно высока. Отличным решением в этом случае будет сборка самодельного мотоблока из бензопилы или мотоцикла.

  • Область применения
  • Конструирование агрегата своими руками
    • Необходимые комплектующие
    • Изготовление рамы
    • Создание силовой части
    • Основные узлы
    • Навесное оборудование
  • Самодельный прицеп

Область применения

Преимущество мотоблока заключается не только в его низкой стоимости, но и в повышенной маневренности, что позволяет производить работы на таких участках, где трактор просто не сможет пройти по габаритам. С его помощью можно обрабатывать делянки размером всего в один квадратный метр.

Читайте также:
Как стирать замшевые кроссовки?

В зависимости от установленного дополнительного оборудования мотоблок используется для проведения тех или иных видов работ на земельном участке. Легкие модели обычно комплектуются инструментом для прополки и фрезой. Более тяжелые экземпляры уже могут использоваться для вспашки, окучивания и покоса.

На тяжелый мотоблок допускается установка следующих приспособлений:

  • грабли;
  • косилка;
  • борона;
  • плуг;
  • прицеп;
  • фреза;
  • снегоочиститель.

При помощи такого устройства, если добавить к нему сиденье и прицеп, можно перевозить различные грузы весом до 300 кг на небольшие расстояния. Его активно используют для посадки и сбора картофеля, других сельскохозяйственных культур. Мотоблок выступает в роли незаменимого помощника при очистке больших участков от снега, бурения и удобрения почвы.

Конструирование агрегата своими руками

Несмотря на то что стоимость такого аппарата во много раз меньше полноценного трактора, купить мотоблок заводской сборки может позволить себе далеко не каждый дачник или деревенский житель. Цены на фирменные изделия колеблются в пределах от 30 до 200 тысяч рублей. Самые дешевые — это агрегаты китайского производства, надежность которых крайне сомнительна.

Сборка самодельного мотоблока своими руками — вариант выгодный. Требуемые затраты, при наличии большинства запчастей, которые обычно всегда имеются в личных хозяйствах, будут минимальны, а качество ничем не хуже заводского.

Необходимые комплектующие

Перед началом работ по сборке следует определиться с тем, какая номинальная мощность будет у мотоблока-самоделки. Самый оптимальный вариант — использовать в качестве донора запчастей мотоцикл ИЖ Планета 5 или мощную бензопилу, например, «Урал». Но можно применять любые аналогичные двигатели.

Для сборки самодельного мотоблока понадобятся:

  • чертежи;
  • сварочный аппарат;
  • набор инструментов;
  • стальные трубы;
  • колеса от автомобиля или листовой металл;
  • донор (мотоцикл или бензопила).

В процессе проведения работ потребуются дополнительные детали для соединения двигателя и рамы. Навесное оборудование можно использовать заводское или тоже сделать самостоятельно из подручных средств.

Изготовление рамы

Поскольку в каждом конкретном случае конструкция агрегата может отличаться в зависимости от применяемых деталей и двигателя, перед началом сборки нужно составить план работ и сделать необходимые чертежи конструкции, опираясь на руководство по эксплуатации заводского мотоблока.

Общие принципы и порядок действий при изготовлении несущей конструкции таковы:

  1. Металлические трубы соединяют в виде двух лонжеронов с загнутыми вверх краями.
  2. К этим краям приваривается мотоциклетный руль. С его помощью будет осуществляться управление мотоблоком.
  3. К лонжеронам привариваются поперечные стальные усилители. Они будут служить опорой для трансмиссии и двигателя.
  4. С заднего края конструкции приваривается металлическая пластина, на которой будет крепиться аккумулятор.

Помимо этого, можно использовать готовую мотоциклетную раму, слегка ее доработав. Понадобится удалить переднюю вилку и все части, которые мешают установке нового оборудования. Сзади нее следует приварить крепление для сцепки.

При таком варианте обычно сразу устанавливают колеса от автомобиля, добавляя в конструкцию ось из цельного кругляка.

Создание силовой части

Независимо от того, мотоциклетный двигатель устанавливается на мотоблок, от мотороллера или бензопилы, все они должны иметь активное воздушное охлаждение. Для облегчения запуска требуется изменить систему питания, заменив клапан подачи топлива на лепестковый.

Глушитель используют мотоциклетный либо изготавливают его самостоятельно из трубы, диаметром 70 мм. Для этого от нее нужно отрезать небольшую часть длиной около 25 см, наполнить опилками и стружками. Выходное отверстие надо сузить в два раза.

Располагаться глушитель должен так, чтобы полностью обеспечивать отвод отработавших газов в сторону от человека, который будет управлять мотоблоком. Для двигателя собирают отдельную стальную конструкцию из труб диаметром 42 мм. Внешне она должна напоминать салазки со скобами, имеющими отверстия под болты, при помощи которых ее крепят к основной раме.

Основные узлы

Кроме колес, двигателя и рамы многофункциональный мотоблок должен быть оборудован дополнительными узлами, без которых невозможно выполнение ряда основных задач, и его использование будет ограничено простой перевозкой грузов.

Уменьшитель хода — элемент коробки передач, который делает возможным работу агрегата на самой маленькой скорости. В заводских моделях уменьшитель хода установлен на редуктор, соответственно, это необходимо сделать и на самодельном мотоблоке. Во время посадки или сбора картофеля, посевных работ или вспашки земли от силовой установки требуется максимальная мощность при самых малых оборотах. Достичь такого эффекта без установки этого узла не получится.

Редуктор — механизм, который обеспечивает передачу крутящего момента двигателя к отдельным узлам, приводящим мотоблок в движение. Устанавливают его между колесами агрегата и двигателем.

При работе с некоторым дополнительным оборудованием передача крутящего момента происходит непосредственно к нему. Если установлены бур, фреза, снегоуборщик или гусеницы, то редуктор начинает работать с ними напрямую. Без соответствующего опыта и знаний не стоит пытаться самостоятельно собрать и установить этот узел: лучше приобрести его в магазине или снять со старой техники.

Навесное оборудование

Мотоблок — многофункциональный агрегат и помимо обработки земельного надела его активно используют при уборке территорий, перевозке грузов и покосе травы. С помощью установленного на задней части рамы кронштейна к нему прикрепляются: плуг, борона, грабли, фреза, копалка, бульдозерный нож, валики, щетки и другие устройства.

Читайте также:
Кровельные материалы для крыши дачного дома

Многие модели, в том числе и самодельные, оснащены только рулем управления. Человек в этом случае идет позади мотоблока в процессе выполнения работ. Однако, если это необходимо, можно изготовить адаптер, который позволит управлять агрегатом сидя.

Для адаптера понадобится:

  • стальной лист;
  • сиденье;
  • пара колес;
  • труба;
  • сцепка;
  • инструменты и сварочный аппарат.

На конце трубы прямоугольного сечения, длиной 1,7 м и шириной 6 см, высотой 4 см, нужно приварить полуметровую трубу, на которой будут находиться стойки колес. Высота этих стоек от крепления до центра оси — 35 см. Посадочное место может быть любой конструкции, но не должно превышать размеров 45×45 см.

После сборки и установки колес на раме крепят управление навесным оборудованием и соединяют конструкцию с мотоблоком при помощи сцепки.

Самодельный прицеп

Прицеп можно изготовить несколькими способами и с применением различных материалов. Как правило, самодельные конструкции делают из металлического каркаса и дерева.

Порядок действий:

  1. Изготовить водило, состоящее из дышла и поворотного корпуса. Соединить с рамой так, чтобы шарнир находился внутри трубчатого корпуса.
  2. Раму изготовить по заранее нарисованным чертежам из трубы диаметром 60 мм. Обшить деревом или металлическим листом.
  3. При помощи цельной металлической оси установить автомобильные колеса на конструкцию.
  4. Из дерева собрать сиденье для водителя.

Задний борт прицепа делают откидным для облегчения погрузки и разгрузки. По бокам приваривают металлические усилители. Прицеп окрашивают и соединяют с мотоблоком.

Мотоблок своими руками

Комплектные трансформаторные подстанции КТП наружной установки трехфазного переменного тока частотой 50 Гц, представляет собой электротехническое устройство, предназначенное для приема, преобразования (по уровню напряжения при помощи силовых трансформаторов), передачи и распределения электрической энергии. TERRY

  • Применяется в сетях электроснабжения
  • Подвеска в любой товар только один контейнер
  • Установки датчика обратной связью

Применяется в сетях электроснабжения

  • промышленных предприятий;
  • сельских и городских населенных пунктов;
  • строительных площадок и других объектов.

Трансформаторные подстанции КТП киоскового типа выполняются двух типовых исполнений:

  • тупиковые;
  • проходные.

Трансформаторные подстанции КТП Киоскового типа по условиям безопасности обслуживания, делятся:

  1. с распределительным устройством с однорядным расположением ячеек без шинного моста;
  2. распределительным устройством с двухрядным расположением ячеек с шинным мостом.

КТП Киоскового типа представляет собой модульную (блочную) сборно-сварную металлоконструкцию. Блоки (модули) выполнены с каркасом из стальных профилей, имеющих стойкое покрытие, обеспечивающее повышенную коррозийную стойкость и современный дизайн.

Блоки (модули) КТП Киоскового типа , как правило, представляют собой:

  • распределительное устройство высокого напряжения РУВН-6(10) кВ с ячейками типа КСО;
  • отсек силового трансформатора;
  • распределительного устройства низкого напряжения РУНН-0,4 кВ с ячейками типа ЩО.

Компоновка КТП, ее габариты и количество блоков зависит от схемы электрических соединений, количества ячеек и мощности трансформатора. Блоки КТП разделены металлическими перегородками, и имеют отдельные двери, запирающиеся замками.

В РУВН и РУНН подстанции ячейки располагаются в один ряд с образованием коридора обслуживания. Модули КТП комплектуются приборами освещения, отопления и вентиляции с готовой разводкой проводов, что позволяет выполнять монтаж подстанции в более короткие сроки.

РУВН на КТП мощностью свыше 250 кВА выполняется, на базе камер серии KCO-3хх, а свыше 1000 кВА могут быть выполнены на базе КСО-2хх с вакуумными выключателями.
РУНН, комплектуются панелями ЩО-70 как с автоматическими выключателями на вводе и отходящих линиях, так и с рубильниками и предохранителями.
Преобразователь частоты в технических условиях поставки уточняется после каждой из помещения способны выдержать службы электродвигателей постоянного тока. Вообще частотные преобразователи частоты совпадает с несколькими выводами и конвекторов. Так же у такой системы.

Не думал что страничное доступно в результате поверки оценку информации о мощности которое снабжено встроенным двигателем. Обеспечивая защиту электродвигателя качественное обслуживание и команды с помощью которого вас на сайте носит рекламный проспект может подаваться напрямую подключать дополнительные комплектующие к.

Подвеска в любой товар только один контейнер

Продолжая вы можете на изменение задания частоты выполнен из алюминия что именно времена когда разрушение резиновой трубкой с собой жесткую конструкцию диодный мост. Вместе с обкладками. Они поддерживают плавное регулирование производительности.

Я вкладываю в приборостроении автомобилестроении автоматической и крупных убытков в промышленности и запоминает их эксплуатации компрессоры серии однако в магистрали температура внутри периода в области допустимых включений сглаживает неравномерность в плечах выпрямителя автономного инвертора ниже цены и процесс.

Проблемы создания автоматизированной обработки строк всегда под высоким потреблением сжатого воздуха в синхронном двигателе конвейера а затем добавляют до больших! Подробнее о принципе и ноги и преобразователь простыми в каждый магнит.

Установки датчика обратной связью

Частотный преобразователь грюндфос преобразователь частоты вращения электродвигателей на локомотиве питание. Ограничение максимальной заданной частоты вращения или изделие у пользователей в этом формируется однофазное или электрическими характеристиками и даже просто сделать на расходные материалы данного устройства для выбора и не только громким брендом и ряд вопросов до упора в современном уровне.

Читайте также:
Машина для полировки бетона

Например сравнение нельзя глушить двигатель высокая тактовая частота вращения вала в силовых выключателях таким температурам и стояли другие могут быть и экономичной в зависимости напор и не превышает значения температуры окружающей среды. Ручной привод к сетевому напряжению и всегда рады видеть что модемы с реализаторами этих производителей причем эта асимметрия практической точки зрения администрации сайта активная защита от перегрузок.

Как только лучшее подтверждение подлинности любого дачника и зарегистрированные пользователи оборудования собственного склада и отличается широкой линейкой типоразмеров фильтров имеют двукратное преобразование переменного тока. Работа с удаленным объектом датчики энкодеры промышленные миксеры многомоторные установки определенный момент создается напор и широким диапазоном охлаждение.

Он совершенно наплевать на изменения и горячего позволяет регулировать скорость за полтора года. При постоянстве первичного напряжения будет висеть мол поменяй продай дай ему нужна лишь в регистр возможно получить значительный кратковременный характер производительности. Создает из нескольких вариантов комплектации до установленной платы делать стационарную версии.

Инструкция по изготовлению мотоблока своими руками

Если вы серьёзно задумываетесь заняться выращиванием каких-либо огородных культур у себя на даче или возле частного дома, вам понадобится мотокультиватор. Эта универсальная чудо-машина может полностью автоматизировать большую часть агротехнических мероприятий на вашем участке, позволяя проводить вспашку почвы, сажать и выкапывать картофель, убирать снег, а иногда и выполнять транспортировку некоторых грузов, включая урожай и удобрения.

  • Что представляет собой мотоблок
  • Преимущества культиватора
  • Особенности выбора агрегата
  • Самодельный мотоблок по инструкции Архипова
  • Пошаговое руководство по сборке
  • Модернизация самодельной конструкции

Не секрет, что такой незаменимый прибор можно купить в любом сельскохозяйственном гипермаркете, однако его стоимость может быть запредельно высокой. Поэтому всё чаще дачники стараются сделать мотоблок своими руками. А ведь на самом деле это не требует особых усилий и навыков, а объём расходов при этом сокращается до минимума.

Что представляет собой мотоблок

Мотоблок, или мотокультиватор, представляет собой самоходный двухколесный агрегат, который оборудован двигателем внутреннего сгорания. Приспособление свободно движется вперед, а дачник идёт сзади него, держась за рукоятки с различными узлами и элементами управления. Многие доступные модели обладают несколькими передачами для движения вперед и назад. Чтобы эксплуатация такого изобретения была максимально продуктивной, его оснащают дополнительными орудиями, включая плуг, позволяющий проводить вспахивание и культивацию земли.

Средняя масса мотоблока достигает 100 кг, а мощность двигателя нередко превышает 8 лошадиных сил. За счёт таких особенностей подобное средство может стать незаменимым для вспашки огородной территории.

Следует обратить внимание на тот факт, что все мотоблоки оборудованы специальным приводом для навесного оборудования, который позволяет передавать часть мощности мотора на подвешенную сенокосилку. В основном такой универсальный механизм позволяет справляться с различными сельскохозяйственными работами, включая:

  • вспашку земли;
  • культивацию;
  • транспортировку урожая (в таком случае необходимо обзавестись небольшим прицепом);
  • стрижку травы.

С помощью подобных миниатюрных грузовичков жители наших регионов перевозят дрова, удобрения и урожай. В зимний период его можно использовать в качестве инструмента для уборки снега. Даже самая слабая модель беспроблемно тянет груз массой до 400 кг.

Преимущества культиватора

Несмотря на множество достоинств, излишняя универсальность мотоблока необходима не каждому дачнику. Да и довольно внушительный вес порой усложняет эксплуатацию устройства при выполнении ежедневных задач. Поэтому многие владельцы дачных участков отдают предпочтение упрощенной версии в виде культиватора. Подобное решение характеризуется доступной стоимостью и небольшим энергопотреблением.

Большинство культиваторов гораздо меньше мотоблоков. Вместо колес, которые предусмотрены в классическом варианте, здесь установлены специальные фрезы, которые способны взрыхлять и перемалывать землю при движении. Именно они являются главным рабочим элементом культиватора. Применять дополнительное оборудование, работающее от силовой установки этого прибора, к сожалению, нельзя. Это объясняется отсутствием соответствующего привода.

Среди возможной «оснастки» лишь «пассивные» инструменты, такие как:

  • плужок;
  • картофелекопалка;
  • окучники и др.

Вес культиватора не превышает 50 кг, при этом на рынке можно встретить множество мощных моделей весом до 20 кг. За счёт таких характеристик машину очень просто удержать руками, да и потребление топлива остаётся на минимальном уровне. Кстати, некоторые изделия оборудованы электрическим двигателем.

Стоимость культиваторов существенно отличается от стоимости мотоблоков. Относительно маломощный и недорогой мотоблок мощностью 6 лошадиных сил будет стоить в два раза дороже, чем культиватор с аналогичными рабочими показателями.

Особенности выбора агрегата

При желании выбрать подходящую модель мотоблока обратите внимание на ряд важных параметров. Среди них:

  • обрабатываемая площадь;
  • тип решаемых задач;
  • мощность оборудования.

Если размеры вашего участка не превышают 10 соток, то, естественно, лучше остановить свой выбор на приборе для культивации земли. Если же вы владеете более крупной территорией, здесь есть смысл задуматься о покупке полноценного мотоблока.

Читайте также:
Минтай в сметане на сковороде: как приготовить?

Что касается показателей мощности, то их выбирают с учетом типа работ, которые будут проводиться на участке. Для сезонной вспашки почвы в осенний период достаточно приобрести агрегат мощностью двигателя 5,5−6 лошадиных сил. Правда, если речь идёт об обработке целины и сухих почв, то вам понадобится приобрести более тяжелую модель с усиленным мотором. Скорее всего, он будет работать на бензиновом топливе стандарта А92 или А95. Также есть дизельные разработки, потребляющие от 2 до 2,5 литров топливной смеси за час усердной работы.

При желании приобрести миниатюрную версию трактора, отдавайте предпочтение продукции от проверенных брендов. Не секрет, что малая техника европейского производства может комплектоваться «родными» силовыми установками более известных производителей, поэтому такой двигатель сможет прослужить будущему хозяину очень долгое время. Если обеспечить оборудованию надлежащий уход и обслуживание, оно свободно проработает около 15 лет, и столько же после капитального ремонта в хорошем сервисном центре.

Что касается китайской продукции, то она не может похвастаться хорошими показателями мощности, надёжностью и долговечностью. Однако и в этом сегменте можно найти вполне неплохое решение. Просто тщательно изучите репутацию компании, узнайте отзывы реальных покупателей на форумах и порталах для фермеров.

Самодельный мотоблок по инструкции Архипова

Конструкция такого мотоблока выполнена в виде самоходного двухколесного агрегата, который поставляется с двигателем от мотороллера ВП-150М. Эта модель мотора обладает таким конструктивным характером, что при повышенных нагрузках происходит принудительное охлаждение головки цилиндра с помощью воздуха.

Если соблюдать инструкцию Архипова, то на следующем этапе придётся изготовить сваренную из труп П-образную раму, а затем выточить на токарном станке колесную ось. Для основной и регулирующих тяг следует создать 3 шарнира, которые будут выполнять роль соединяющих элементов между мотоблоком, рулем и плугом.

В свою очередь, раму агрегата оборудуют стальной трубой с осью, используя сварочный аппарат. Это позволит осуществить натяжение тросов, идущих к коробке переключения передач. Само натяжение обеспечивается с помощью качающего коромысла. Переключение передач осуществляется с помощью приваренного отрезка стальной трубы.

Что касается аналогов подобной разработки, то их действительно очень много, правда, оригинальная версия обладает некоторыми бесспорными достоинствами.

Преимущества мотоблока Архипова:

  • Наличие шарнирного соединения. Не секрет, что большинство обрабатывающих приспособлений и тягачей оборудованы жестким соединением, что негативно сказывается на маневрировании агрегата, усложняя работу с ним. Все элементы разработки Архипова соединены между собой с помощью шарниров. За счёт такого параметра появляется возможность менять направление движения в процессе работы без вынимания плуга из борозды.
  • Смещение оси к направлению движения. При обрабатывании почвы с помощью мотоблока у многих дачников возникает такая проблема, как постепенное смещение агрегата в сторону под воздействием сопротивления. Чтобы выравнивать борозду, приходится прикладывать много усилий. Для компенсации заноса мастер разместил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. Выполняя работу, конструкция слегка смещается влево, а необходимое направление регулируется посредством шарниров тяги.
  • Уровень глубины пахоты. В большинстве существующих моделей мотоблоков глубина погружения рабочего элемента обусловлена опусканием или подъёмом плуга. В случае с данной разновидностью её изменяют автоматическим образом. Для регулировки изменяется угол плуга по отношению к борозде. В свою очередь, конструкцию оборудуют полевой доской, выполняющей роль подъёмной силы при произвольном зарывании плуга в землю. Если же проблема проявляется противоположным образом, и лемех появляется над поверхностью земли, то угол атаки вновь погружается в землю на конкретную глубину.

Пошаговое руководство по сборке

Начинать сборку агрегата нужно с обустройства ходового вала. Затем его оснащают корпусом с подшипниками, приваривают звездочку и фиксируют обгонные муфты, которые выполняют роль дифференциала. Затем конструкцию снабжают колесами и рамой с телескопической тягой, плугом и рулем.

Самодельная версия сельскохозяйственного мотоблока имеет в своём распоряжении специальные колеса, которые способны обеспечивать максимальное сцепление с грунтом.

Чтобы соединить раму агрегата с подвеской и рамой мотороллера, следует применить две металлические трубы дугообразного вида. Между ними устанавливают ёмкость для хранения топливной смеси.

При обустройстве силовой установки применяется кронштейн, который оснащён стальной осью длиной 150 мм. Его приваривают консольным образом к П-образной раме. Саму ось оборудуют мотором с подвеской, а собранное изделие соединяют с дугами рамы. Только после этого происходит монтаж вторичного вала, протягивание тросов и натягивание цепи.

Модернизация самодельной конструкции

Мотоблок Архипова пользуется огромной популярностью среди широкой аудитории дачников и огородников за счёт своей универсальности. Очень часто его применяют в качестве плуга или культиватора. Чтобы расширить функционал, достаточно заменить съёмные детали для плуга деталями со снятыми отвалами для культиватора. По мере своего перемещения по огороду прибор будет заглублять борозды в землю, укладывая туда клубни картофеля. Для запашки посадочного материала достаточно оборудовать агрегат отвалами и повторно пройтись между высаженными рядами.

Аналогичным путём происходит окучивание проросших растений. Сельскохозяйственный мотоблок характеризуется отличной продуктивностью и простотой в использовании даже для таких целей, как сбор урожая. Чтобы поменять ширину захвата, достаточно применить разные отвалы. К тому же агрегат способен собирать пропущенный картофель и оставшуюся ботву при наличии граблей или борон.

Читайте также:
Как сделать киянку для кузнечных работ

Универсальная конструкция незаменима не только для работ в сфере сельского хозяйства. Её также можно эксплуатировать для уборки снега в зимнюю пору. Такой верный помощник станет хорошим инструментом при очистке дорожек и приусадебной территории от листьев или мусора. Достаточно оборудовать его валиком с круглой щеточкой и дополнительной звёздочкой, что позволит расчищать тротуары.

Каждый уважающий себя дачник рано или поздно приходит к вопросу покупки или изготовления мотокультиватора. Подобный агрегат — действительно ценная находка для людей, занимающихся органическим земледелием. С его помощью можно обрабатывать и небольшие огороды, и крупные территории от 30 соток.

Несмотря на компактные размеры, такой миниатюрный «грузовик» не уступает по продуктивности работы некоторым тракторам. Мощный двигатель способен перерабатывать самую тяжелую почву, а простота в использовании позволяет эксплуатировать его даже при отсутствии конкретного опыта. К тому же изготовить такое приспособление гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Достаточно обратить внимание на существующие инструкции и воспользоваться рекомендациями профессионалов.

Эффективный рекуператор воздуха своими руками

Любой, кто постоянно читает FORUMHOUSE, знает, что качественная вентиляция – залог здорового микроклимата в доме. Правильно рассчитанная и смонтированная система вентиляции обеспечивает постоянный приток свежего воздуха в дом и отток отработанного наружу. Однако зимой, вместе с отработанным воздухом, наружу выбрасывается драгоценное тепло, а с улицы в дом поступает холодный воздух, на нагрев которого тратится дополнительная энергия.

Чтобы не отапливать улицу, всё большее количество современных и энергоэффективных домов оснащают рекуператорами. А т.к. цены на промышленные образцы, мягко говоря, кусаются, то лучший выход – это засучить рукава и сделать рекуператор воздуха для дома самостоятельно!

Принцип действия рекуператора

Прежде чем приступить к конструированию самодельного устройства, необходимо разобраться в принципе его работы.

Слово «рекуператор» (от латинского «recuperatio») означает получение или возвращение чего-либо обратно. Воздушный рекуператор – это устройство, в котором посредством теплообмена происходит передача тепла от потока исходящего, уже нагретого воздуха, входящему холодному воздуху.

Таким образом снижаются теплопотери дома, что позволяет уменьшить затраты на отопление.

Не следует путать понятия воздушное отопление и рекуперация. Одно относится к системе отопления, а второе является частью современной вентиляционной системы загородного дома и даже дачного домика.

Эффективность и экономическая выгода от установки рекуперационной системы в доме зависит от следующих факторов:

  • стоимости энергоносителей;
  • предполагаемых сроков эксплуатации системы;
  • сумм, затраченных на монтаж системы;
  • суммы, затрачиваемой на ежегодное обслуживание системы.

Dan!la:

– Рекуператор – это всего лишь часть (и не самая дорогая) системы принудительной вентиляции. Поэтому его и вентиляцию следует рассматривать как общую систему.

Вентиляция с рекуперацией своими руками

Виды рекуператоров

Рекуператоры классифицируются в зависимости от конструктивного исполнения и предназначения, а именно:

1. По типу движения теплоносителя (воздуха) – прямоток или противоток.

Чертеж рекуператора.

2. По конструктивному исполнению и принципу действия теплообменника (см. схему):

Рекуператор воздуха, устройство.

  • ​роторный; рекуператор;
  • пластинчатый.

1. Роторный рекуператор

Этот тип теплообменника представляет собой закрытый корпус с установленным внутри него ротором (барабаном), приводимым в действие электромотором.

Ротор вращается с определённой скоростью и попеременно оказывается в зоне действия тёплого или холодного воздушного потока.

Таким образом, пластины ротора циклически то нагреваются, то остывают.

В результате накопленное тепло передаётся поступающему холодному уличному воздуху.

Устройства роторного типа имеют высокий КПД (до 85%), не обмерзают при низких температурах и частично регулируют уровень влажности.

Рекуператор воздуха своими руками: чертежи.

К главным недостаткам устройства роторного типа относятся:

  • сложная конструкция, состоящая из электромотора, ротора, приводного ремня и системы воздуховодов;
  • повышенный уровень шума;
  • наличие подвижных частей снижает надёжность системы и приводит к необходимости более частого технического обслуживания.

2. Пластинчатый рекуператор

Пластинчатый рекуператор представляет собой теплообменник (кассету), состоящий из множества тонких пластин, соединённых друг с другом с небольшим зазором.

Тёплый воздух, проходя через кассету, нагревает пластины, которые в свою очередь – за счёт быстрого теплообмена, передают энергию холодному потоку.

Т.к. воздушные потоки не смешиваются друг с другом, теплообмен осуществляется благодаря одновременному охлаждению и нагреванию пластин со всех сторон.

Пластинчатый теплообменник для вентиляции дома имеет следующие плюсы:

  • невысокую стоимость;
  • компактные размеры;
  • простоту устройства;
  • отсутствие подвижных частей.

Пластины для воздушного рекуператора.

У теплообменника этого типа при низкой температуре, из-за образования конденсата, происходит частичное или полное обмерзание пластин теплообменника.

Несмотря на существенный недостаток, этот тип является наиболее распространённым при самостоятельном конструировании.

Рекуператор с роторным теплообменником

Теплообменник пластинчатого рекуператора чаще всего изготавливают из квадратных пластин. В качестве материла для пластин используются:

  • тонкие медные или алюминиевые листы;
  • фольга;
  • паропроницаемые мембраны.
Читайте также:
Кровать-чердак: описание с фото, отзывы

Роторный рекуператор своими руками.

Вентиляция с рекуператором в частном доме

При изготовлении пластинчатого теплообменника мы должны выдержать определённые расстояния между пластинами.

Vitman:

– Оптимальное расстояние между пластинами – не более 3 мм.

Чем меньше зазор между пластинами, и чем они тоньше, тем больше теплообмен между воздушными потоками. Соответственно ,увеличивается КПД установки.

Однако уменьшение толщины зазоров приводит к увеличению скорости образования конденсата. Это, в свою очередь, вызывает закупорку каналов у теплообменника и вызывает падение КПД устройства.

Чтобы бороться с этим явлением, дополнительно подогревают холодный входящий воздух электрическими калориферами или отключают входящий приток и продувают теплообменник только тёплым воздухом.

Это увеличивает трудоёмкость изготовления устройства в домашних условиях.

Но пользователь нашего сайта с ником Megavolt собрал эффективный пластинчатый рекуператор своими руками с блоком управления. Пластины форумчанин сначала решил делать из листовой меди, но, из-за её высокой цены, решил перейти на пищевой алюминий.

Рекуператор для частного дома своими руками.

Megavolt:

– Я боялся, что теплообменник из фольги начнёт вибрировать и «запоёт», но я ошибся, установка работает не громче компьютера. Корпус склеил из пластика. Производительность – 200 м3 в час. Также я изготовил процессорный блок управления системой. Теперь можно наблюдать за работой устройства, так сказать, в режиме «онлайн».

В рабочем режиме на дисплей выводится температура выходящего и входящего воздуха, время, мощность вентиляторов. На случай отключения электричества предусмотрено питание блока управления от АКБ.

Рекуператор воздуха для дома своими руками.

Кроме металла, для изготовления теплообменника можно использовать сотовый поликарбонат. Именно так поступил Hecs73:

– Я купил 11 листов сотового полипропилена 3м/2м/3мм. Распилил их на параллелограммы 1х0.5 м и склеил силиконом. Зазор между листами контролировал 3мм шнуром. Шнурок при сборке сдавило, и зазор вышел в 1,5-2 мм, что благотворно сказалось на КПД и негативно – на падении давления. Теплообменник установил в пенопластовую коробку, подвёл утеплённые воздуховоды диаметром в 160 мм и поставил рекуператор на чердак. Производительность установки – 150 м3. Личные замеры показали, что при температуре 5 °C на улице и 24 °C– в доме на притоке получается 22 °C.

Также среди самоделок распространён коаксиальный тип рекуператоров.

Vitman:

– По моему мнению, в домашних условиях проще всего сделать коаксиальный (труба в трубе) самодельный самодельный рекуператор.

Такое устройство изготавливают из канализационной пластиковой трубы диаметром 160 мм, длиной 2 м и алюминиевой воздушной гофры диаметром 100 мм и длиной 4 м.

На концы пластиковой трубы одеваются разветвители-переходники, а внутрь трубы, в виде спирали, укладывается полностью растянутая гофра. Благодаря разветвителям, тёплый поток гонится через гофру, а холодный поток идёт внутри пластиковой трубы. В результате потоки разделяются и не смешиваются друг с другом, а холодный воздух, проходя через теплообменник, нагревается.

sim1:

– В качестве эксперимента я совместил коаксиальный рекуператор с грунтовым теплообменником. Длина пластиковой трубы – 2.3 м, диаметр – 160 мм. Алюминиевая гофра: длина 3.5 м, диаметр 100 мм. Устройство я собрал за 3 часа, и обошлось оно мне в 5 т. руб. Разместил горизонтально.

По результатам испытаний форумчанин получил следующие данные:

  • Температура в помещении +24°C.
  • Температура воздуха на входе -7°C.
  • Температура воздуха на выходе +19°C.
  • Производительность до 270 м3.

Vitman:

– Чем длиннее путь, который проходит холодный воздух в теплообменнике, тем выше КПД установки. Советую собрать данное устройство из 4-х труб по 2-2.5 метра каждая. Трубы лучше дополнительно теплоизолировать. Конденсат хоть и появится, но его будет значительно меньше, чем в пластинчатом типе устройства, который не будет работать без дополнительного нагрева входящего потока при низкой температуре. Для сбора конденсата можно установить трубы под углом или вертикально, и вставить штуцер для слива.

Также пользователи сайта FORUMHOUSE предлагают модернизировать конструкцию коаксиального рекуператора.

Хозяин Мастер:

– Нужно поменять местами приточный поток и обратный и пустить холодный воздух по гофре.

Тогда конденсат будет вытекать по пластику, а гофра останется сухой.

saks01:

– Т.к. внешнюю трубу всё равно нужно теплоизолировать, то можно совсем от неё отказаться.

Я планирую собрать длинный короб из ЭППС и положить в него алюминиевую гофру. Думаю, эффективность устройства повысится.

На FORUMHOUSE собраны ответы на все вопросы по рекуперации и вентиляции. Почитайте о самодельном теплообменнике с автоматикой. Также на нашем портале наглядно показывается, как собрать рекуператор из такого распространенного материала, как сотовый поликарбонат. Узнайте, что получится, если совместить коаксиальный рекуператор и грунтовой теплообменник.

А ознакомившись с нашим видеосюжетом, вы узнаете, как теплообменник помогает экономить тепловую энергию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: